Центризбирком определил дату выборов президента Белоруссии - они пройдут на полтора месяца раньше положенного срока. Александр Лукашенко идет на досрочные выборы вслед за Нурсултаном Назарбаевым и российской Госдумой. Видимо, все эти люди что-то знают и не ждут от 2016 года ничего хорошего.
Очередные выборы президента Белоруссии пройдут 11 октября 2015 года, эту дату предложил Центризбирком Белоруссии. Формально ее еще должен назначить парламент. Вообще-то прошлые выборы проходили 19 декабря 2010 года. И последние 2 года предполагалось, что новые состоятся в ноябре 2015-го (в Белоруссии по закону выборы должны пройти не позднее чем за 2 месяца до даты истечения предыдущего срока полномочий, а он у Александра Лукашенко отсчитывается от 20 января 2011 года, когда он принял присягу). Сама же председатель ЦИК Лидия Ермошина не раз с возмущением опровергала любые слухи о досрочных выборах. Буквально в январе она еще раз сказала, что выборы, вероятнее всего, пройдут 15 ноября, а назначит их Национальное собрание Белоруссии в конце августа.
Да что Лидия Ермошина - сам президент Александр Лукашенко заверял, что выборы должны пройти в ноябре, "как положено", иначе получится "обман избирателей". Подстраиваться под выборы, как мне предлагают, провести их не в ноябре будущего года, как положено, а в марте, мы не должны", - сказал он осенью 2014-го. "Я тогда сказал, что мы честно проведем эти президентские выборы и в срок. Мы это слово держим", - подтвердил он буквально в начале июня. И вот теперь та же самая Лидия Ермошина, которая совсем недавно совершенно ничего не имела против заседания депутатов в конце августа, объясняет, что устроить выборы в октябре лучше именно потому, что тогда депутаты уже сейчас могут объявить кампанию.
Досрочные выборы как-то стремительно вошли в моду. Нет, в Белоруссии на самом деле это уже дело привычное - там сдвигали сроки президентских выборов и с 2011 года на 2010-й, и в 2006-м. Но вот в апреле на досрочные выборы уже сходил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, полномочия которого на самом деле истекали через год. А сейчас - уже, получается, догоняя соседей - Госдума бьется в Конституционном суде, как уж на сковородке, доказывая, что и ей непременно надо перенести выборы с декабря 2016-го на сентябрь.
Совсем недавно, на Петербургском экономическом форуме, экс-министр финансов Алексей Кудрин предложил и Владимиру Путину тоже пойти на досрочные выборы. Идею отвергли. Но не оставляет ощущение, что все эти люди что-то знают.
Выдвижение Назарбаева сразу объяснили тем, что ему нужно дать новый мандат народного доверия, чтобы страна успешно прошла "период глобальных испытаний". Лидер Казахстана объявил о новой программе "100 шагов", которая, по сути, является программой реформ. Причем реформ, обращенных в первую очередь на Запад. Назарбаев намерен основательно перелопатить систему управления, сделав ее более конкурентной и открытой, сокращать госрегулирование и вывести казахстанские компании на мировые рынки - к примеру, отказавшись от советских СНИПов в пользу еврокодов. Авиаперевозки, согласно программе, будут строиться по британскому образцу, миграционный режим "для привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа" - по образцу США, Канады и Австралии, а в старших классах школы и вузах ради повышения конкурентоспособности выпускников и "роста экспортного потенциала образовательного сектора" обучение планируется перевести на английский язык. Насколько это все реализуемо, другой вопрос, но вот такой вектор обозначен. Россия в "100 шагах" упоминается только однажды, в связи с тем, что по ее территории должен пройти "Евразийский трансконтинентальный коридор" в Европу (кстати, второе направление коридора - через Азербайджан в Грузию).
У Александра Лукашенко пока все попроще, но и он, выступая в апреле с посланием парламенту, заговорил об экономических реформах. Так, белорусский президент анонсировал сокращение налоговых льгот, разделение функций государства как собственника и регулятора, совершенствование системы управления госактивами и предприятиями, сокращение излишнего контроля над экономикой, смещение акцентов контроля с текущей деятельности на прибыль и рентабельность, сокращение господдержки, развитие экспорта (в пример была приведена Грузия). Белорусский президент тоже призвал сотрудничать со всем миром, и хоть по традиции произнес горячую речь о братской любви с Россией, но призвал не стесняться - по примеру Казахстана - закрывать в случае чего рынки от российской продукции и сказал, что "причины возникшей сложной ситуации в экономике очевидны: санкции против главного нашего партнера, падение цен на нефть, девальвация российского рубля, сужение российского рынка".
Тактически перенос выборов для Лукашенко, видимо, позволит и как-то осложнить кампании возможных оппонентов. Но белорусская оппозиция и так по-прежнему раздроблена и малочисленна. Поэтому в основном досрочные выборы Александра Лукашенко эксперты связывают именно с вероятностью экономического кризиса. "Люди ждут ответа на ключевой вопрос: что будет дальше? Что будет с курсом рубля и ценами? Что будет с рабочими местами как на госпредприятиях, так и в частном секторе?" - задавал вопросы и сам белорусский лидер в послании. В Казахстане мягко называют ожидания "периодом глобальных испытаний". Соседи-союзники, судя по всему, не предвидят ничего хорошего вопреки обещаниям российских властей, прекрасно понимают, что из-за санкций и их экономики идут на дно, и готовятся развивать сотрудничество с другими странами. Косвенным образом российские проблемы повлияли и на кризис в Армении.
К реформам призывают и в России, но пока тщетно. Путин на призывы не реагирует. Но досрочные выборы указывают на то, что ожидания от 2016 года довольно тревожны, если не сказать мрачны, и в России, и в тех странах, которые с ней тесно связаны. Для принятия бюджета на этот год России нужен аж новый корпус депутатов, если верить официальной версии. При этом чего конкретно ожидать, неизвестно. А к тому, чего мы не знаем, сложно подготовиться.