Алексис Ципрас согласился на условия кредиторов, но не без исключений, пишет Financial Times со ссылкой на письмо премьера Греции к кредиторам. Правительство Греции информацию опровергает. По логике развития событий в ЕС сейчас постараются сделать все, чтобы граждане и элиты Греции вынудили Ципраса уйти. Судя по опросам, они по крайней мере начали раздумывать.
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас в письме, на которое ссылается Financial Times, в целом соглашается с позицией кредиторов. Лидер "Сиризы" соглашается с необходимостью реформ, о которых говорит Еврокомиссия. Он, однако, не идет на уступки относительно налога на добавленную стоимость — одного из самых спорных пунктов переговоров. Премьер по-прежнему настаивает на исключительном налогообложении отдаленных островов страны, в частности на вычете по НДС. Впрочем, другие источники в правительстве Греции информацию о соглашении уже опровергли.
Выглядит странно, поскольку журналист издания уже выложил отсканированное письмо в своем "Твиттере".
Got my hands on new @atsipras letter conceding on almost all points. QUick story here: http://t.co/VsdKLnWw8M pic.twitter.com/kHIVrvpOBi
— Peter Spiegel (@SpiegelPeter) 1 июля 2015
В полночь МВФ официально подтвердил, что Греция не перечислила в его пользу платеж на сумму свыше 1,5 млрд евро. Накануне Reuters сообщал, что глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил Ципрасу принять последнее предложение кредиторов по спорному вопросу — снизить НДС с отелей до 13% вместо 23%, как они же предлагали ранее. Впрочем, канцлер Германии Ангела Меркель почти сразу же заявила, что ничего про это не знает. Актуальные предложения Еврокомиссии были озвучены еще в пятницу, заявила она. Вчера же она подтвердила, что никакой дополнительной помощи Греции не будут оказывать до референдума, который назначен на 5 июля, однако совсем прекращать переговоры стороны не станут.
После того как банки страны перестали работать, доля сомневающихся в курсе "Сиризы" чуть увеличилась. За соглашение с кредиторами, которое подразумевает продолжение политики экономии и реформ, уже согласны были проголосовать 37% вместо 30% ранее, показывал опрос афинской газеты Efimerida ton Syntakton (Efsyn). На статистическую погрешность такую разницу не спишешь. Накануне о том, что Ципрас должен уйти, в эфире Bloomberg высказался мэр Афин Георгис Каминис. "Сириза" навязывает стране неверный курс, заявил он. Сам Ципрас неоднократно заявлял, что покинет свой пост, если греки проголосуют за соглашение с кредиторами.
Впрочем, это также можно расценивать как его очередное популистское заявление. Благодаря им левоцентристская партия и пришла к власти в январе. Повестка "Сиризы" базировалась на прекращении непопулярных у греков реформ, и в частности жесткой экономии бюджета. Они же, в свою очередь, были основными условиям тройки кредиторов для предоставления финансовой помощи стране. Греция никак не может оправиться от кризисов 2008 и 2010 годов. Над страной висит долг в 175% ВВП — 315 млрд евро.
"Сириза" и Ципрас утверждали, что смогут списать часть долга, договорившись с кредиторами — Евросоюзом, Международным валютным фондом и Европейским центробанком. Переговоры сильно затянулись и привели к техническому дефолту. Кредиторы уже просто перестали идти на уступки. Если Греция признает дефолт и откажется гасить долги, это может вызвать эффект домино. Примеру Греции может последовать Португалия, госдолг которой в конце года превышал 130% ВВП страны.
По логике развития событий Евросоюз тем или иным способом будет вынуждать Ципраса уйти в отставку. Месседж очень простой: "Не платить долги — плохо". О том, что в цивилизованном мире за невыполнение обещаний можно поплатиться политической карьерой, вроде бы и так всем известно. Возможно, новое руководство страны сможет претворить в жизнь реформы, на которых настаивают кредиторы.
Может быть, аналогия с санкциями против России выглядит несколько натянуто. Но принцип тут примерно такой же — показать, что к бедам страну привела серия неверных политических решений. Другое дело, что с Россией такая политика пока не сработала: элиты сплотились вокруг национального лидера, а народный рейтинг президента регулярно обновляет исторические максимумы. Но и времени прошло сравнительно немного, и экономика России все-таки заметно сильней, чем греческая. Санкции против того же Ирана, во многом схожие с антироссийскими, начали вводить еще в прошлом веке. После некоторых послаблений в середине 1990-х их вновь усилили. В прошлом году в стране сменилась власть, в этом — уже было подписано рамочное соглашение о снятии санкций.
У финансовых аналитиков нет единого мнения по этому поводу. Большинство участников переговоров стремятся донести Афинам посыл о необходимости совместными усилиями решать накопившиеся проблемы. Другой вопрос, что новое правительство Греции неспособностью к соглашению поставило себя в такую ситуацию, что многие силы будут стремиться отстранить Ципраса и его команду от власти, солидарен главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. "Кто окажется в этом противостоянии сильней, покажет время: ЕС и еврозона могут влиять на Афины, пока Греция остается членом валютного союза и ЕС, — говорит аналитик. — Но политики понимают, что мир многополярен, у Афин есть возможность маневра, потому ожидать каких-то радикальных действий в отношении Греции не стоит".
Важно знать и цели кредиторов. Если это возврат денег, то они могут требовать продажи госсобственности, однако заемщик обычно заинтересован в регулярной оплате процентов, напоминает руководитель аналитической службы Rye, Man & Gor Securities Алексей Минаев. Смещение властей можно рассматривать в качестве реального сценария в случае высокой политизированности кредиторов, — говорит аналитик. — Тогда, например, в качестве неформального требования может выступать отказ от строительства газопровода по территории страны".
Аналитик также допускает, что кредиторам выгодно ухудшить ситуацию и перекинуть огонь на другие рынки. Намек на такое развитие дает скачок ставок по суверенным облигациям стран еврозоны. Развитие кризиса в Греции только усилит давление на их цены и даст возможность выгодно купить бумаги.