Плохая погода в Петербурге на 20% обрушила спрос на водные прогулки по рекам и каналам. Рынок объемом минимум 1,2 млрд рублей также сокращается из-за уменьшения числа европейских туристов. Судовладельцы планируют зарабатывать на путешественниках из Китая.
В Петербурге работает около 75 компаний, которые занимаются организацией водных прогулок по Неве, другим рекам и каналам Петербурга. Лицензию на пассажирские перевозки выдает Госморречнадзор. Для перевозки пассажиров без захода в Неву эта лицензия не обязательна. За сезон судовладельцы в общем перевозят более 2 млн туристов.
Как отмечают эксперты, в этом году из–за холодного лета и падения спроса на водные прогулки на реках и каналах Петербурга стало на 10% прогулочных судов меньше, чем в прошлом. Причем погода навредила этому стопроцентно сезонному бизнесу сильнее, чем экономика, говорят они.
В мае никаких признаков снижения спроса заметно не было, утверждают в компании "Речной трамвай Санкт–Петербурга". "В период майских праздников туристов было очень много — намного больше, чем обычно. Мы рассчитывали на успешный сезон, но погода нам все испортила", — сетуют в фирме. Сейчас средний чек на водную экскурсию по Петербургу составляет 600 рублей.
Читайте также:
Погода
Петербургу пророчат очень дождливый август
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.
По словам Дмитрия Беленовского, руководителя судоходной компании "Драйвер", из–за снижения покупательной способности цены пришлось оставить на уровне прошлого года.
"Мы стараемся подчищать хвосты по мелочи: где–то объединяем рейсы, стараемся экономить на горюче–смазочных материалах. Ряды конкурентов редеют: в этом сезоне где–то минус 10–12 судов от разных компаний, да и причалов поубавилось. Зачистка рынка — это даже хорошо, потому что слабые уходят — конкуренция снижается", — доволен Дмитрий Беленовский. Российские туристы стараются сейчас на всем экономить и тратят деньги на развлечения неохотно, а путешественников из Европы стало значительно меньше, объясняют эксперты. Правда, большой потенциал для своего бизнеса, как и для всего туристического рынка, судовладельцы видят в наплыве китайских туристов, которые способны отчасти компенсировать отток гостей из Европы.
Делая ставку на Китай, некоторые компании уже разработали специальный комплекс мер для привлечения китайского потребителя. "Сейчас мы готовим к запуску два теплохода специально под китайский формат, с фонариками и прочей аутентичной атрибутикой", — рассказывают в компании "Речной трамвай Санкт–Петербурга".
Помимо внешних проблем у малого судоходного бизнеса Петербурга хватает и внутренних.
Так, договор аренды причала с комитетом имущественных отношений (КИО) можно заключать максимум на 3 года. Это не позволяет участникам рынка строить долгосрочные планы и, соответственно, вкладываться в покупку новых судов.
"Горизонт планирования на 3 года — это не горизонт. Никто не хочет инвестировать деньги в покупку новых судов с таким краткосрочным договором аренды. Поэтому большинство из тех, что плавают сейчас по Петербургу, имеют возраст 30–35 лет. А оптимальный предельный возраст туристического судна — 15 лет. Дайте мне договор аренды на 30 лет, и я сразу пойду брать кредиты и лизинги", — уверен Дмитрий Беленовский. По оценкам участников рынка, стоимость аренды причала может колебаться от 150 тыс. до 250 тыс. рублей в месяц в зависимости от расположения участка.
Права на пользование участком набережной и соответствующей акваторией нужно выигрывать на разных аукционах. В течение 2 лет с этой проблемой борется генеральный директор ООО "Альбатрос" Аркадий Ильин. Арендовав через КИО спуск к воде на наб. реки Фонтанки, он без участия в дополнительном конкурсе не может использовать акваторию, поскольку водными ресурсами распоряжается другой комитет — по природопользованию. По словам Аркадия Ильина, раньше оба вопроса решались в рамках договора аренды набережной с КИО. "Раньше я за воду платил копейки — буквально несколько рублей в год. А теперь я не знаю, сколько заплачу, учитывая, что это аукцион. К тому же на него приходят странные фирмы, у которых даже судов нет. По Водному кодексу РФ, если я занимаюсь судоходством, договор водопользования не нужен. Получается, что мы платим, а право работать это нам не дает. Необходимо еще ежегодно бороться на аукционе за право подхода к набережной по воде", — говорит гендиректор ООО "Альбатрос". Неразбериха с арендой в итоге может привести к увеличению итоговой стоимости водных прогулок.