За полгода просрочка по автокредитам в Петербурге выросла на 25%, тогда как портфель автокредитов практически не изменился. По словам экспертов, запуск госпрограмм по субсидированию ставок поддержал рынок автокредитов во II квартале, но вернуться к докризисным показателям он сможет только как минимум к 2017 году.
С начала года просрочка по автокредитам в Петербурге выросла с 2,4 млрд до 3 млрд рублей, увеличившись на 25%, сообщила dp.ru Национальная служба взыскания. На фоне роста долгов портфель автокредитов в Петербурге практически не изменился: вырос с 75 млрд до 76 млрд рублей.
Получается, банки выдавали новые кредиты, которые уравновесили закрываемые ссуды. Однако, исходя из того, что уровень просрочки — основной показатель качества кредитного портфеля, налицо ухудшение этого качества. Причем все это происходит на фоне низкого спроса на автокредитование как продукт, который, в свою очередь, напрямую зависит от показателей платежеспособности и уровня доходов россиян, констатируют эксперты.
Просрочка будет расти
Петербург оказался на третьем месте после Москвы и Московской области в топ-20 российских регионов РФ по объемам просроченной задолженности по автокредитам. В Москве объем просрочки составил 6,5 млрд рублей, в Московской области — 6,2 млрд рублей, а в Петербурге — 3 млрд рублей.
В то же время просрочка по автокредитам растет не так быстро, как долги по всему розничному сегменту. Если автомобильная просрочка за год выросла по России на 25,5%, то просрочка по всему рынку — на 42,3%. Дополнительный импульс розничная просрочка получила от кредитных карт и кредитов наличными. Плохие долги по автокредитам росли медленнее, так как это кредиты, обеспеченные залогом: россияне не хотят потерять автомобиль за долги (это так же и даже более характерно для ипотеки).
Не приходится ждать снижения "плохих долгов" и ускорения роста объемов автокредитования, когда динамика реальных располагаемых доходов населения падает с октября 2014 года и в июне составила3,5% год к году, говорит Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. На автокредитование оказывает серьезное влияние и снижение потребительского спроса, которое, в свою очередь, подтверждается объемом розничных продаж, сократившихся в июне на 9,4% в годовом выражении. "Банки стали очень осторожно относиться к заемщикам и предпочитают качество количеству", — отмечает она.
Доля "плохих долгов" в общем объеме кредитов, выданных банками РФ физлицам
Источник:
"Просрочка растет по рынку в целом. Там, где в одностороннем порядке не менялись условия кредитования, это связано с общим ухудшением платежеспособности заемщиков, с падением доходов населения. Портфель при этом практически не растет, потому что люди не в состоянии обслуживать кредиты по старым низким ставкам — о чем и говорит рост просрочки, — тем более они не в состоянии брать новые кредиты по гораздо более высоким ставкам. Там где нет льготных программ кредитования, этот сегмент рынка практически замер", — пояснил Илья Балакирев, главный аналитик UFS IC.
В целом по России, по данным Объединенного кредитного бюро, во II квартале банки выдали более 42 тыс. автокредитов на сумму 27 млрд рублей, хотя в I квартале ситуация была намного хуже: банки выдали только 30 тыс. кредитов на 20 млрд рублей. Таким образом, по сравнению с I кварталом этого года выдача по количеству выросла на 40%, а по объему выдачи — на четверть.
В банках говорят, что основной драйвер оживления рынка — снижение цен на автомобили. "Те производители, которые начали снижать цены, показывают хороший уровень продаж, в том числе и в кредит. Там, где цена завышена, продажи не растут, так как покупку автомобилей часть клиентов может отложить и на следующий год", — заметили в банке "Санкт-Петербург".
Вся надежда на госпрограмму
По мнению экспертов, привлечь клиентов и в результате оживить рынок во II квартале главным образом все-таки помогли госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам. Госпрограмму запустили в апреле: ее суть в том, что при кредитовании покупки машины дешевле 1 млн рублей бюджет компенсирует банкам 2/3 ключевой ставки.
"Косвенно это подтверждается данными НБКИ и аналитического агентства "Автостат", которые зафиксировали рост доли автомобилей, которые были проданы в кредит, на 14,9 процентного пункта в апреле 2015 года", — отмечается в обзоре ОКБ. Судя по статистике в Петербурге, спрос на автомобили во II квартале мог проявиться в моменты стабилизации курсов и проведения автосалонами акций и распродаж, считает Анна Бодрова, старший аналитик Альпари.
Банки уже заметили положительные результаты госпрограммы. К примеру, в банке "Санкт-Петербург" отмечают рост продаж. "У нас это 25-30% от всех продаж автокредитов", — говорят в пресс-службе банка.
В то же время, прогнозируя влияние госпрограммы на результат рынка автокредитования по итогам года, эксперты расходятся во мнениях. Дальнейшее снижение ключевой ставки и программа льготного автокредитования способны дать рынку пусть небольшой, но рост по итогам года, заявил Антон Дианов, управляющий директор НСВ.
Развернуть нисходящий тренд на рынке автокредитования программа вряд ли сможет, — спорит Алена Афанасьева. — Для этого нужны фундаментальные сдвиги в виде роста доходов населения, снижения безработицы, а также падения цен на автомобили, особенно произведенные за рубежом".
Также для разворота рынка в плюс ставки должны опуститься существенно ниже, чем они были даже до декабря прошлого года, при этом качество этих кредитов, вероятно, также будет хуже, утверждает Илья Балакирев. Напомним, в декабре банки массово подняли ставки по автокредитам в среднем на 10 процентных пунктов — таким образом они отреагировали на рост ключевой ставки ЦБ до 17% годовых. Ставки на покупку автомобиля за 2 млн рублей с рассрочкой на 3 года и первоначальным взносом 15% взлетели с 16% годовых до 25% и выше. Сейчас ставки по мере снижения ключевой ставки ЦБ постепенно снижаются.
"Будущее у этого сегмента примерно такое же, как у авторынка в целом, который без учета программ поддержки просел примерно вдвое. Чтобы эта ситуация изменилась, должна как минимум восстановиться покупательная способность потребителей. Программы господдержки могут этому способствовать, но без изменения общеэкономической ситуации вряд ли удастся изменить общую тенденцию. Кроме того, "навес" отложенного спроса был в значительной степени реализован в конце 2014-го — начале 2015 года, когда люди спасали деньги, покупая то, что еще можно, по старым ценам. Поэтому выйти на прежний уровень развития авторынка и, соответственно, автокредитования будет непросто", — говорит эксперт.
"Не стоит забывать и о регулировании сектора, которое в целом не настраивает потенциального потребителя на приобретение автомобиля. Платные парковки, дорогое топливо, дорогие страховки и прочие налоги за покраску облаков", — напоминает Илья Балакирев. Сейчас автокредит не является насущной необходимостью для значительной части россиян, заключает Антон Дианов.
"До конца года рынок автокредитов вряд ли активизируется: не исключено, что осенью российскую экономику еще покачает. В неспокойное время россияне вряд ли будут покупать такие дорогостоящие товары", — считает Анна Бодрова. По прогнозам ГК Forex Club, небольшое восстановление интереса к автокредитам в Петербурге начнется только в 2016 году, после того как в текущем, III квартале Россия переживет дно кризиса, после чего будет идти постепенная стабилизация экономики с выходом ВВП в плюс в следующем году. Однако полноценное возвращение к докризисным уровням, считают эксперты, может произойти не раньше 2017 года.