Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже, считает историк Лев Лурье.
Сейчас в городе все только и говорят о требовании епархии передать ей Исаакиевский собор и церковь Спаса на Крови. Это может стать прецедентом с неясными последствиями. Он, скорее всего, предопределит судьбу двух оставшихся петербургских храмов–музеев: Петропавловского и Морского собора в Кронштадте. Реституция церковного имущества на этом только начнется. Церковь вправе претендовать на принадлежавшие ей до революции дома причта, монастырские подворья, богодельни. Русский музей и Музей истории религии должны будут передать лавре коллекцию икон, Эрмитаж — серебряную раку с гробницы Александра Невского.
Между тем практика взаимоотношений церкви и музейного сообщества вовсе не так однозначна, как следует из претензий митрополита Варсонофия.
Да, существует изданное в 1993 году распоряжение Бориса Ельцина: "Осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий".
Однако есть и принятый в 1996 году закон "О Музейном фонде РФ и о музеях в РФ", согласно которому музейные предметы в составе государственной части фонда отчуждению не подлежат, музейная коллекция является неделимой.
В результате "Ангел златые власы" все еще в Русском музее, "Троица" Андрея Рублева — в Третьяковской галерее, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, собор Василия Блаженного, церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь Грузинской Богоматери входят в состав музеев московского Кремля, церковь Николы в Толмачах — подразделение Третьяковской галереи.
Музеям–заповедникам подчиняются такие прославленные храмы, как Успенский и Дмитровский соборы Владимира, Рождественский собор Суздаля, Преображенская церковь в Кижах, Софийский собор, церкви Спаса на Ильине улице, Феодора Стратилата, Спаса на Нередице в Новгороде, многие храмы Ярославля, Пскова, Вологды, Каргополя, Углича.
При этом во всех этих церквях проходят регулярные службы, существуют настоятели. Так же, впрочем, и в петербургских храмах–музеях, в том числе и в Исаакиевском соборе. До сих пор такое совмещение функций не мешало ни причту, ни музейным работникам. В этом смысле наш главный храм напоминал соборы Святого Петра в Риме или Святого Марка в Венеции, где регулярные службы сочетаются с массовым туристическим потоком.
Что вызывает опаску? Исаакиевский собор — самый посещаемый после Эрмитажа и Петергофа музей Петербурга. Меж тем храмы, переданные епархии, как правило, закрыты для экскурсионных групп. Практика зависит только от доброй воли того или иного настоятеля. В Преображенском или Казанском соборе к посетителям относятся любезно, а в Симеона и Анну и Никольский Морской туристов с гидом не пускают. Где–то фотографировать можно, где–то — категорически запрещено. У клира самые разные представления о том, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм.
Территории вокруг церквей, до революции существовавшие как открытые общественные пространства, порой фактически приватизированы. Ни окрестных детей, ни прихожан не пускают за ограду, где красуются иномарки и особняки священнослужителей.
Совершенно непонятно, как епархия думает содержать гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками. От кронштадтского Морского собора прошлый митрополит разумно отказался, узнав, что его эксплуатация обходится в 10 млн рублей в месяц. Сколько стоит обслуживание Исаакиевского собора? Не обрастет ли кафедральный собор лавками, залами для свадебных банкетов и конференций и даже автосервисом, как это случилось с сопоставимым с ним по объему храмом Христа Спасителя?
Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел (как Смольный собор — в ведении министерства народного просвещения, а Петропавловский — министерства императорского двора). Собор содержало государство, а не приход. И сам храм, и его знаменитая колоннада и тогда входили в состав главных достопримечательностей столицы Российской империи.
Директор Музея трех соборов Николай Буров — опытный и осторожный чиновник, и уж если он не может прийти к компромиссу с митрополитом, то город просто обязан помочь.