Глава Республики Карелия Александр Худилайнен в ходе делового завтрака, организованного "Деловым Петербургом", обсудил с бизнесменами перспективы сотрудничества, условия для работы инвесторов и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в регионе.
Александр Худилайнен
знаком бизнесменам Северной столицы не понаслышке: он долгое время работал в Ленобласти, где сначала возглавлял Гатчинский район, а затем был председателем Законодательного собрания. После назначения на пост главы Карелии в мае 2012 года за ним в регион начали подтягиваться и его земляки, которые заручились поддержкой и инвестируют в развитие республики.
Александр Худилайнен, глава Республики Карелия:
Многие компании, которые работают в Петербурге, имеют опыт работы и в Карелии. К сожалению, когда в России был инвестиционный бум в конце 1990–х — начале 2000–х годов, потенциал республики по достоинству не оценили, но за последние 3 года нам удалось привлечь федеральный центр, вызвать интерес у региональных инвесторов и европейских бизнесменов. В Карелии уже работают стратегические инвесторы — это АФК "Система", банк "Санкт–Петербург" и другие.
Мы ожидаем вскоре прихода крупных компаний из скандинавских стран и Китая. Всего на стадии проработки находится более 130 инвестиционных проектов, касающихся различных отраслей (это сельское хозяйство, полезные ископаемые, лесная отрасль, промышленность, туризм и другие).
Чтобы сделать Карелию более привлекательной для бизнеса, работа ведется сразу в нескольких направлениях. Сейчас идет активная газификация региона, на которую в 2014 году была выделена десятая доля инвестиционного портфеля "Газпрома". Важнейший фактор — это транспортная доступность. В Петрозаводске ведется реконструкция аэропорта, и с осени начнутся перелеты в Москву. Поскольку аэропорт имеет статус международного, мы активно ищем заинтересованных авиаперевозчиков по этому направлению. В настоящее время ведем переговоры с международной компанией Finnair.
Федеральная трасса "Кола" уже сейчас находится в отличном состоянии, реконструируется дорога от Медвежьегорска на Вологду, строится трасса из Петербурга на Сортавалу через Петрозаводск. Очередные 2,4 млрд рублей выделены под дальнейшую реконструкцию Беломоро–Балтийского канала, который является водной магистралью региона. В 2016 году мы рассчитываем стать пилотным регионом по новой методике работы с лесом, которая позволит увеличить сырьевой ресурс в несколько раз.
Мы также приняли закон о государственной поддержке инвесторов, предполагающий различные виды поддержки, включая снижение ставки земельного налога, налога на прибыль, на имущество, государственные гарантии бюджета, рефинансирование заемных средств и другие. Это серьезная работа на перспективу, результаты которой регион почувствует, когда в бюджет пойдут налоги, появятся новые рабочие места. Со всей ответственностью могу заявить, что мы сегодня не словами, а делами подтверждаем заинтересованность в инвесторах.
На фото: Николай Панарин, генеральный директор реставрационно–строительной группы «ПГС II»
Анатолий Агашин, генеральный директор ООО «ДЕКОМ»:
Восемь лет назад вместе с партнером я открыл в Карелии предприятие по глубокой деревообработке. Мы покупаем пиловочник, перерабатываем его и поставляем в сети "Максидом", "Петрович", делаем топливные пеллеты, щепу и т. д. За 4 года оборот предприятия составил около 250 млн рублей, из которых мы заплатили 36 млн налогов во все бюджеты. Мы даем рабочие места, платим налоги. Работать в регионе можно, хотя и непросто. Дело в том, что мы занимаемся глубокой переработкой леса и у нас производство полного цикла, за исключением лесопильни. Лес мы вынуждены покупать у заготовщиков. Поэтому бывают перебои из–за курса валют, когда лес становится выгоднее экспортировать. В итоге стоимость сырья растет, его не хватает, а предприятие должно работать стабильно. Сейчас мы думаем об аренде лесных участков, чтобы меньше зависеть от ситуации на рынке и дальше развивать производство.
Владимир Бобин, вице–президент ПАО «Банк Санкт–Петербург»:
В начале 2013 года Александр Петрович пригласил банк "Санкт–Петербург" в качестве стратегического инвестора для оздоровления Кондопожского ЦБК. За короткое время совместными усилиями комбинат заработал. В перспективе мы рассчитываем, что предприятие выйдет из процедуры банкротства, а мы параллельно будем развивать сопутствующие виды бизнеса, которые принесут налоги в бюджет. Но есть вопросы, которые являются важными с точки зрения развития республики и требуют решения.
Сегодня мы столкнулись с проблемой нехватки сырья — обеспеченность карельским лесом составляет всего 40%, остальное завозится. В связи с этим необходимо развивать дорожную сеть. В некоторых регионах система государственно–частного партнерства действует при строительстве, эксплуатации и содержании дорог местного значения.
Мы поднимали этот вопрос с дорожниками и лесопромышленниками, и они готовы вкладывать средства в создание дорожной сети. С учетом нехватки бюджетных денег было бы правильным решением привлекать частный капитал. Но этот вопрос нужно решать на федеральном и региональном уровне. Мы готовы войти в рабочую группу и участвовать в разработке такой программы для Карелии.
Юрий Брагинец, президент концерна «Детскосельский»:
С Александром Петровичем мы знакомы давно по его работе в Гатчинском районе Ленобласти. Став главой Республики Карелия в 2012 году, он пригласил нас проанализировать ситуацию с сельским хозяйством в регионе и разработать долгосрочную программу развития отрасли. Это сейчас заниматься сельхозпроизводством стало модно, но отрасль специфическая и очень тяжелая.
За последние полтора года мы провели детальный анализ ситуации, подготовили предложения по развитию инфраструктуры и новых площадок, которые дали бы возможность зайти инвесторам и развернуть бизнес. Перспективы есть по всем направлениям: в мясном, молочном животноводстве, рыбоводстве. В советское время в Карелии было более 20 звероводческих хозяйств, развитое свиноводство, а объемы производства молока составляли около 200 тыс. т в год. Все это необходимо возрождать.
Сейчас в Минсельхозе республики сменился руководитель, появился отдел землепользования, есть программа по увеличению количества пашен, в районе Сортавалы формируется кластер по мясному животноводству. Наш концерн также рассматривает возможность участия в инвестиционных проектах. У республики большой потенциал для развития сельского хозяйства, но для этого требуется серьезная системная работа властей региона, федеральных властей и бизнеса.
Сергей Нестеров, руководитель проекта ООО «А–Стройресурс»:
Наша компания запускает домостроительный комбинат в Зеленогорске мощностью 200 тыс. м2 ЖБИ в год. Основной вид продукции — сборно–монолитный каркас, который приспособлен для любых климатических условий и позволяет вдвое сократить сроки строительства и снизить материалоемкость на 40–50%, при этом улучшив качество и надежность конструкции. Сегодня в России работает более 100 заводов по выпуску сборно–монолитного каркаса, но в нашем регионе пока не оценили его преимущества.
Себестоимость строительства позволяет получать прибыль даже при контрактной цене 1 м2 34 тыс. рублей, включая доставку. Сборно–монолитный каркас позволяет строить дома любой площади, детские сады, школы, фельдшерско–акушерские пункты, спортивные сооружения и т. д. Все эти объекты готов разрабатывать наш проектный институт ПКЦ "Каркасные технологии". Мы рассчитываем, что наша продукция ускорит программы строительства социальных объектов, в том числе и жилья. Особенно это актуально для регионов, финансирующих строительство социального жилья по невысоким ценам. Сотрудничество с Карелией и местными застройщиками в этом вопросе нам было бы очень интересно.
Елена Лашкова, генеральный директор ООО «Геозол»:
Наша компания занимается подрядными и генподрядными работами на территории всей России. В Карелии мы работаем уже много лет, с 1998 года, первые наши объекты — каскады Выгских и Кемских ГЭС. В апреле этого года мы завершили работы по реконструкции одного из шлюзов Беломорско–Балтийского канала.
Мы хотели бы продолжить сотрудничество в части строительства дорог, гидротехнических сооружений, в том числе малых ГЭС. Планируем участвовать в конкурсах на строительство и реконструкцию подобных объектов. В ближайших планах — зарегистрировать свой офис в Карелии и начать как карельская компания плотное сотрудничество с властями региона по интересующим нас направлениям.
Аркадий Скоров, генеральный директор СК «Дальпитерстрой»:
Мы приобрели щебеночный карьер в Карелии в 2008 году, но серьезные бюрократические препоны позволили начать добычу только в 2015 году. Это удалось при поддержке главы республики. В этом году мы купили еще один карьер и рассчитываем, что наш щебень будет востребован на Северо–Западе. С этого года мы также занимаемся строительством в республике по программе расселения аварийного фонда. Пока строим небольшие площади — это 16 домов общей площадью 50 тыс. м2. Стоимость, по расценкам Минстроя, составляет 34 тыс. рублей за 1 м2 и позволяет получать небольшую прибыль. Проблема в том, что цена стройматериалов в Карелии выше: на бетон почти вдвое по сравнению с Петербургом. Видимо, надо заниматься строительством собственного бетонного завода. В планах также поучаствовать в создании дорожной сети Карелии.
Геннадий Безлобенко, генеральный директор ООО «Торгово–промышленная нерудная компания»:
В Карелии у нас работают предприятия по добыче и производству нерудных материалов и судоремонтный завод. Основной рынок сбыта для карельских производителей щебня — это Москва, Подмосковье и Северо–Запад. Но сегодня ситуация такова, что рынок Москвы и Подмосковья емкостью 30 млн м3 в год на 70% занят некачественной украинской продукцией, которая поставляется по демпинговым ценам. Карельские производители не могут конкурировать в такой ситуации и теряют рынок в сотни миллионов долларов, а это влияет на экономику как бизнеса, который создает рабочие места, инвестирует в предприятия и платит налоги, так и на экономику регионов. В силу внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации необходимо закрыть импорт и дать возможность работать нашим производителям.
Николай Панарин, генеральный директор реставрационно–строительной группы «ПГС II»:
Мы работаем в редкой и не столь финансово емкой сфере — занимаемся реставрацией памятников архитектуры. В Карелии мы работаем с 2012 года, когда глава республики предложил заняться восстановлением Екатерининского храма Петрозаводска, пострадавшего от пожара. До этого мы работали в Ленобласти, Пскове, Изборске. Мы и дальше хотели бы работать в Карелии. Министерство культуры республики ведет активную подготовительную и очень непростую работу в этом направлении. Всего в регионе более 1600 памятников архитектуры федерального и регионального значения.
Помимо признанных жемчужин — Кижей и Валаама — есть много памятников, которые украшают республику. Мы недавно были на дне рождения республики в Сортавале и увидели огромный фронт реставрационных работ и перспективу для развития туристической индустрии. Сортавала — это изюминка Карелии и замечательный город с древней историей.
Алексей Черевущенко, генеральный директор «Карелия–гид»:
Мы организуем туры по Карелии — как по популярным маршрутам (Валаам, Выборг), так и по не самым известным (живописные водопады Карелии, рафтинг), создаем индивидуальные программы для туристов, в том числе и по культовым местам. Огромной популярностью пользуется горный парк "Рускеала", который совместно с руководством парка и властями Карелии мы развиваем. Теперь это популярный туристический объект. В 2014 году там побывало более 120 тыс. туристов, и поток увеличивается в связи с развитием внутреннего туризма.
Совместно с "Российскими железными дорогами" мы реализуем туристический ретропоезд по маршруту Санкт–Петербург — Сортавала. Первый паровоз был запущен в июне и стал очень популярен. Однако в стоимости билетов очень высока доля наших партнеров. Мы бы хотели попросить поддержки правительства Карелии в переговорах с РЖД. Если несколько снизить себестоимость и вслед за ней цену билета, то ретропоезд станет одним из популярнейших видов отдыха у туристов.
Сергей Васильев, генеральный директор ООО «ГеоМакИнфо»:
Мы оказываем полный комплекс в сфере инженерных изысканий и проектирования с 2005 года в различных отраслях: строительные объекты, территории малоэтажной жилой застройки, автодороги и другие земельные участки. Наша компания работает не только в Петербурге и Ленинградской области, но и в других регионах, постоянно расширяя свою географию. В Карелии в первую очередь нам было бы интересно дорожное проектирование и проектирование инженерной инфраструктуры. Кроме того, у нас есть юридические наработки по решению вопросов с паевыми землями, которые сейчас остро стоят перед многими регионами, в том числе и перед Карелией, при реализации крупных инфраструктурных проектов.
Николай Якимов, генеральный директор ООО «ЛАНИТ Северо–Запад»:
"ЛАНИТ Северо–Запад" — молодая, динамично развивающаяся компания. Мы реализуем сложные интеграционные проекты в сфере комплексной безопасности, инженерных, вычислительных и информационных систем. Учитывая особенности рыночной ситуации, мы оптимизировали расходы наших клиентов и перешли на еще более эффективное управление ресурсами. Эта стратегия позволяет нам вести успешный бизнес, а нашим заказчикам — получать услуги на выгодных условиях. Уверены, что накопленные нами знания и опыт помогут в реализации важных проектов, которые собирается воплотить в жизнь правительство Карелии.