Арендаторы продолжают покидать торговые комплексы Петербурга. В городе пустует уже более 240 тыс. м2 качественных площадей. Магазины закрываются из-за падения покупательского спроса, и даже снижение арендных ставок не может остановить этот процесс.
Специалисты NAI Becarподсчитали, что по итогам II квартала уровень вакантных площадей в ТРК вырос на 8% достигнув 241 тыс. м2 — это 6,7% от общего объема рынка, который составляет 3 млн 599 тыс. м2. Близкий показатель по уровню свободных площадей называют и в Colliers International в Петербурге — 7%.
Активная ротация наблюдается как в торговых комплексах со слабой концепцией, так и в успешных и знаковых ТРК, где подобран сильный пул арендаторов, как, например, "Галерея", "Питерлэнд", "Европолис", "МЕГА Дыбенко", "Лиговъ".
Причина закрытия магазинов — снижение покупательской активности россиян и, как следствие, доходности бизнеса арендаторов и собственников торговых центров, говорит управляющий директор PM NAI Becar Наталья Скаландис. По мнению Вероники Лежневой, директора департамента исследований Colliers International в Петербурге, доля вакантных площадей будет расти и дальше за счет закрытия магазинов в менее качественных объектах. По оценке "ВатКом", количество посетителей в петербургских ТРК в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизилось на 4,4%.
В надежде удержать арендаторов собственники ТРК снижают арендные ставки. Так, относительно I квартала 2015 года ставки упали на 5%, а для якорных арендаторов они закрепились на уровне I квартала текущего года, отмечают в NAI Becar. Эксперты прогнозируют, что для "якорей" ставки, вероятно, останутся на текущем уровне, а для торговой галереи, где располагаются арендаторы группы риска, скорей всего, будет наблюдаться дальнейшее снижение.
При этом если в 2014 году ряд международных брендов, среди которых River Island, OVS, New Look, Seppala, Esprit и другие, заявили об уходе с российского одежного рынка, то в первой половине 2015 года таких негативных новостей на рынке fashion-операторов стало гораздо меньше. Ретейлеры отмечают, что управляющие компании ТРК охотнее идут на компромиссы, предлагая разные схемы, лишь бы магазины не закрывались. По словам одного из участников рынка (владельца кожгалантерейной сети), несмотря на падение продаж, сеть сохранила все свои магазины именно благодаря гибкой политике руководства ТРК.
Крупные сетевые игроки используют сложившуюся ситуацию, чтобы укрепить свои позиции на рынке. По словам вице-президента одежной сети Sela Эдуарда Остроброда, освобождается много помещений с отделкой, торговым оборудованием. "Мы даже с некоторыми магазинами договариваемся и покупаем их оборудование. Мы открыты для предложений, так как в следующем году у нас большие планы — собираемся открыть 30-40 магазинов по всей России", — говорит Эдуард Остроброд.
Кроме того, много новых игроков появляется в сегменте общепита. "Здесь мы наблюдаем как появление новых сетей, так и расширение уже существующих. Среди недавних анонсов и открытий можно отметить такие сети, как Hesburger, Tutti Frutti, Frozen Yogurt, OLIVA. Продолжают развиваться петербургские игроки "Теремок", "Чайникофф", "Даблби", — отмечают в Colliers International в Петербурге.