Из–за новых требований к перевозке грузов поставки стройматериалов подорожали вдвое. Производители приостанавливают отгрузку, а строители готовятся жертвовать маржой.
Изменения в законодательстве о грузоперевозках, вступившие в силу 24 июля, привели к подорожанию поставок стройматериалов в 2 раза. Поправки ужесточают штрафы за превышение весовых параметров. Некоторые производители уже приостановили отгрузку щебня и песка на карьерах. Для соблюдения требований они должны реконструировать производственную инфраструктуру. Нужны время и инвестиции, на которые предприятия не рассчитывали. Перевозчики также повысили расценки за свои услуги. Это ведет к удорожанию себестоимости возведения жилья на 15–20%. Застройщикам придется сокращать маржу, а подрядчики бюджетных строек, ограниченные рамками заключенных контрактов, будут вынуждены требовать увеличения финансирования.
Борьба с лишним весом
Изменениями законодательства, в частности, ужесточены требования по допустимой нагрузке на ось, в 2,5 раза повышены размеры штрафов за их нарушение: до 30 тыс. рублей для руководителей компании и до 250 тыс. рублей — для юрлица. Ространснадзор получил полномочия по самостоятельному проведению весового контроля (до этого сотрудники ведомства должны были действовать вместе с Госавтоинспекцией), при этом те же полномочия сохранились у ГИБДД.
Раньше за нарушение загрузки отвечали только сами перевозчики. Теперь штрафные санкции распространяются и на грузоотправителей. Чиновники объясняют: машины, которые ездят с превышением веса, разрушают дороги, которые не рассчитаны на такую нагрузку.
Удвоение индульгенций
Проблема штрафов за перегруз традиционно решается неофициальными отчислениями контролирующим органам, рассказывают участники рынка. Месячная "весовая индульгенция" в ГИБДД стоит 15–20 тыс. рублей с одного грузовика. Представители транспортных компаний сообщили, что Ространснадзор уже установил свою таксу — по 5 тыс. рублей в месяц с машины.
По подсчетам экспертов, объем неофициальных отчислений за нарушение весовых нормативов в Петербурге и Ленобласти составляет 1 млрд рублей в год, в целом за нарушения законодательства о грузоперевозках — 7 млрд рублей.
В ГИБДД и Ространснадзоре никак не прокомментировали эту информацию.
Как объехать контроль
Перевозчики уже 2 недели пытаются найти способы обойти новые требования, чтобы не увеличивать свои расходы. "Мы объезжаем пункты весового контроля, чтобы не переплачивать (в Петербурге действует два стационарных пункта: на Московском шоссе в Шушарах и на Выборгском — в Парголово. — Ред.). Накладные расходы из–за этого выросли. Причем контролеры могут выйти на любую дорогу и предложат на выбор: выписать официальный штраф за нарушение или договориться на месте", — поделился один из перевозчиков.
Чтобы соблюдать все установленные правила, нужно загружать машины не так, как сейчас — по 45 т, а по 21 т на шестиосный автопоезд. Это означает, что транспортные компании должны минимум вдвое увеличить парк машин и число водителей. В этом случае перевозчики лишатся прибыли.
"Считается отличным результатом, если норма рентабельности составляет 7–12% в сезон — с конца весны до конца осени. Зимой все работают в минус, потому что в основном техника стоит, а обслуживать ее надо, да еще и платить водителям, чтобы не разбежались", — говорит представитель транспортной компании.
"Заказов зимой мало. Чтобы их получить, мы снижаем расценки за перевозку. Норма рентабельности — 2 рубля за 1 км, а мы берем по 1,7–1,8 рубля. Работаем в убыток, но получаем хоть какие–то деньги", — добавляет другой перевозчик.
По его словам, чтобы окупить затраты на приобретение в лизинг грузовика стоимостью 6 млн рублей, эта машина за 3 года должна заработать 10 млн рублей.
Эти расчеты основаны на условии, что машины ездят с более чем двукратным перегрузом. Если соблюдать правила, то работать вообще не получится.
Председатель совета
НП "Грузавтотранс" Владимир Матягин рассказал: перевозчики обратились к президенту РФ с просьбой легализовать разрешение на перегруз, направив взимаемую плату на ремонт дорог. Нужно также изменить параметры учета нагрузки на ось. Материал загружается в машину неравномерно: на одну ось нагрузка может превысить нормативную, а на другую — будет меньше. При этом в целом тоннаж на всю машину не превышает допустимый. Пока ответа на эту петицию нет.
По осени подсчитают
Производители стройматериалов отмечают, что им тоже придется повышать расценки. Как рассказали в компании "Лентехстром" (оптовый поставщик стройматериалов, в том числе и с собственного щебеночного карьера), после вступления в силу поправок отгрузки на карьере приостановились. "Мы не хотим нарушать закон и платить штрафы. Но, чтобы загружать машины по нормативу, мы должны вдвое увеличить пропускную способность наших площадок: расширить площадь участка для погрузки, увеличить число весовых, погрузчиков, сотрудников. Это дополнительные затраты. Мы вынуждены поднять цены на 30%, а заказчики не готовы покупать материалы по такой цене", — сообщили в "Лентехстроме". Из–за простоя ежедневно компания теряет миллионы рублей.
Петербургские застройщики уже столкнулись с проблемой удорожания стройматериалов. По их данным, осенью цены на поставки материалов вырастут в 1,5–2 раза. В итоге себестоимость строительства увеличится на 15–20%.
"Мы не сможем адекватно поднять цены на жилье, продажи в этом году и так падают. По итогам года спад составит 50% по сравнению с 2014 годом. Мы вынуждены снижать маржу", — рассказал представитель одной из крупнейших строительных компаний Петербурга.
Для бюджетных или законтрактованных строек такой вариант не подходит. "Наша компания возит щебень на строительство одной дороги в Петербурге. Из–за повышения стоимости поставок расходы подрядчика на материалы уже должны были вырасти на 25%. Но никто ему бюджет по госконтракту не увеличит. Он вынужден закупать меньше материалов, чтобы снизить себестоимость строительства", — сообщил перевозчик.
Однако это только отсрочит проблемы подрядчиков. Они уже готовятся к тому, что им придется пересматривать сметы и требовать от заказчиков увеличения лимитов финансирования. Как подсчитали подрядчики строительства магистрали М–11 Москва — Петербург (участок 138,8 км от Петербурга до Мясного бора в Новгородской области стоимостью 76,8 млрд рублей, годы строительства 2015–2017), удорожание стройматериалов в целом по этому участку составит 12 млрд рублей — 15,6%.
"Мы надеемся, что власти услышат нас. Ведь бюджеты у всех сверстаны, и увеличить финансирование строек сейчас практически невозможно", — говорит Владимир Матягин.
“
Из–за подорожания стройматериалов себестоимость элитных проектов выросла на 5–10%. Компенсировать растущие затраты на строительство увеличением стоимости "квадрата" девелопер не рискнет — сегмент элитного жилья не настолько эластичен. Учитывая, что в последнее время дорожают не только стройматериалы, но и оборудование, в частности импортное, объекты, выходящие на рынок именно в это непростое время, могут потерять в качестве. В этих случаях есть риск того, что застройщик может использовать более дешевые и некачественные материалы.
Игорь Оноков
Генеральный Директор Девелоперской Компании "Леонтьевский Мыс"
“
Заменить автомобильные грузоперевозки стройматериалов железнодорожными проблематично. Направление на Скандинавию занято скоростными поездами Allegro, московское — "Сапсанами". Большим объемам груза здесь не пройти. Чтобы нарастить перевозки, нужно вкладываться в инфраструктуру. Так что остается только возить автотранспортом. Чтобы соблюдать весовые нормативы, перевозчики должны удвоить автопарк. Учитывая, что транспортная составляющая в стоимости стройматериалов 50–60%, получаем удорожание поставок только по этой причине не менее чем в 1,5 раза.
Павел Логинов
коммерческий директор компании "Лентехстром"