Петербургское УФАС после трех бесплодных заседаний наконец-то вынесло решение по делу МТС против "МегаФона". В МТС несколько лет добиваются выхода с услугами в тоннели метро, где расположился "МегаФон". Теперь появились хотя бы примерные сроки — начало 2016 года.
Четвертое заседание петербургского УФАС по делу МТС против "МегаФона" закончилось вынесением решения. Неожиданно даже для самих участников дела. Впрочем, само решение не ставит точку в рассмотрении этого горячего вопроса.
Причина обращения МТС — компания желает оказывать услуги сотовой связи в тоннелях петербургского метро. Для этого ей надо присоединиться к излучающему кабелю, который лежит в тоннелях, частично он принадлежит "МегаФону", частично — городу. Изначально "МегаФон" построил большую часть этой сети на свои средства для двух целей: первая и главная — дела ГО и ЧС (гражданская оборона и противодействие чрезвычайным ситуациям), вторая, побочная, — услуги сотовой связи (свои и не только). Об окончании стройки оператор объявил в 2011 году. После этого и МТС, и "ВымпелКом" (ТМ "Билайн") порывались проникнуть в тоннели, писали письма, что-то даже тестировали, но к оказанию коммерческих услуг дело не подвигалось. В конце 2014 года в МТС решили ускорить процесс с помощью ФАС. Первое и второе заседания с участием операторов результата не дали. Зато выяснилось несколько интригующих подробностей. Например, что система ЕЦРС (единая цифровая радиосвязь, нужна для обеспечения безопасности в метро), для которой все дело и затевалось, была достроена только в 2014 году: какое-то время работы не велись из-за отсутствия финансирования. Таким образом, побочная цель прокладки тоннельного кабеля была достигнута раньше, чем основная.
Решение УФАС — это две рекомендации. Во-первых, "МегаФон" должен разместить на своем официальном сайте информацию о том, какие документы и как ему должны подать другие операторы, которые хотят присоединиться к тоннельному кабелю. Во-вторых, "МегаФону" нужно после завершения своих испытаний (оператор проверяет, не мешает ли его собственная сотовая связь в тоннелях, которую он предоставляет уже 4 года, делам ГО и ЧС) уведомить об этом УФАС: сообщить антимонопольщикам о том, что сеть окончательна сдана. После этого в течение 3 месяцев "МегаФон" должен будет выдать всем операторам, желающим работать в тоннелях, техническое задание: условия, правила, схемы, как надо подключиться к сети.
В "МегаФоне" говорят, что закончат испытания к октябрю, и это почти железно. Значит, в конце 2015 года — начале 2016-го конкуренты оператора получат техусловия и смогут довольно быстро присоединиться к его сети при благоприятном раскладе.
В МТС и рады, и не рады. С одной стороны, появилась какая-то конкретика. С другой стороны, там сомневаются в том, что испытания, проводимые "МегаФоном", имеют хоть какой-то смысл.
"В "МегаФоне" сообщают, что проверили работу сети на 100% станций и в 35% тоннелей — результат положительный, связь никому не мешает. Это хорошо. Но сейчас они работают там одни, а как будет обстоять дело, когда операторов будет несколько? — вопрошают в МТС. — На наш взгляд, надо было проводить тестовые испытания сразу со всеми желающими подключиться операторами".
В "ВымпелКоме" говорят, что они готовы работать при любом развитии событий, лишь бы было развитие.
"МегаФон" пока выступает в роли монополиста, против которого настроены широкие круги телеком-общественности. Но он вложил в метро немало денег. Прокладка кабеля в тоннелях, по оценкам аналитиков, стоила ему нескольких сотен миллионов рублей. А перед этим, в 2010 году, "МегаФон" купил "Метроком" — оператора с инфраструктурой в подземке, которым владели Смольный и структура Сергея Матвиенко. За него было отдано 2 млрд рублей — цена нерыночная. Вряд ли "МегаФон" окупил эти вложения. Тем более что просчитать эффект сложно: операторы рвутся в метро не за деньгами, но связь в тоннелях является таким бонусом, который может повлиять на клиента, выбирающего sim-карту.