Генеральный директор компании "СПб Реновация" Игорь Евтушевский о том, как Смольный перекладывает все больше ответственности на строительные компании.
Является ли экономический кризис поводом для переноса сроков проектов? Да. Городские власти сами видят, что денег в бюджете не хватает, и переносят сроки строительства детских садов, школ, ремонта дорог. Но когда речь заходит о партнерах–девелоперах, увеличить сроки реализации проекта, даже по уважительным причинам, чиновникам очень тяжело.
Необходимость переноса сроков реновации хрущевских кварталов в Петербурге, которой мы занимаемся с 2009 года, уже всем очевидна. В сложившихся условиях до 2019 года мы сможем выполнить работу по пяти кварталам из 22 и поэтому внесли предложение продлить срок работ до 2032 года.
В нашем случае проблема не только в экономическом кризисе. Еще год назад на заседании городской Комиссии развития застроенных территорий мы определили статус каждого из кварталов. Разделили их на три группы: активные, готовящиеся к реализации и требующие принятия дополнительных управленческих решений.
В последней группе девять кварталов. Это так называемые сложные кварталы, где начало работ напрямую зависит от активной позиции города. Именно по ним прежде всего необходимо скорректировать сроки работ. Причем нужно понимать, что гарантировать точное попадание в сроки сегодня никто не сможет.
За год по этим территориям не было вынесено ни одного решения. Соглашусь, ситуация сложная. Участки зеленых насаждений, которые город нам согласовал 3 года назад как стартовые пятна, в условиях изменившегося законодательства стали недоступны. А других участков в квартале город предоставить не может, так что строить негде.
Другой пример — передача пятна, предусмотренного под детский сад, под строительство колледжа. Использование земли — целевое, однако колледж не обеспечивает квартал необходимыми детсадовскими местами. В этой ситуации мы не сможем исполнить нормы по социальной инфраструктуре. А значит, теряем территорию. Хотя по договору о развитии застроенных территорий обязательства по возведению социальной инфраструктуры закреплены за городом. И он должен здесь выступать как активная сторона.
Сегодня же получается, что в реализации городской программы развития застроенных территорий город выступает лишь контролером, перекладывая все больше ответственности на застройщика. И дополнительных инструментов не предоставляет.
Надо отметить, что отношение к строительству в рамках программы как к стандартному девелопменту в корне неверно. Ни один застройщик не несет нагрузки по расселению, не перекладывает сети во всем квартале, не ищет способов работы в стесненных условиях существующей застройки.
Проект, в котором мы участвуем, — беспрецедентный не только для Петербурга, но и для всей России. Конечно, он заслуживает особого статуса, внимания и поддержки (а не только контроля) со стороны государства.
При этом я не говорю о поддержке финансовой: на программу из бюджета города не тратится ни копейки. Я говорю об элементарном исполнении обязательств по заключенным договорам. Программа будет реализуема, когда каждая сторона будет исполнять взятые на себя обязательства.