Замдекана по науке факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Людмила Мургулец объясняет, зачем бизнесу нужна наука.
Начало активного сезона и учебного года — время планирования и поиска новых смыслов. В наше изменчивое, противоречивое и запутанное время можно давать только самые неопределенные прогнозы. Тут даже мудрая наука философия теряется в догадках, а бизнес штормит и кидает на поворотах. Все говорят об управлении неопределенностью и ждут появления "черного лебедя" (теория Талеба о труднопрогнозируемых и редких событиях, которые имеют значительные последствия) как предвестника неудач.
Когда штормит, лучше всего или спуститься к самому дну, к корням фундаментального знания, или взлететь вверх и расширить горизонты своего восприятия. Сейчас стало модным у людей бизнеса ходить на научные лекции. Наука описывает, объясняет и предсказывает будущее на основе нового знания и открытых ею законов. Бизнес тянется к науке для того, чтобы обрести это новое видение и уверенность в будущем, найти новые технологии и увидеть новые направления для своего развития. Технические университеты должны становиться антропотехническими. Науки естественные, технические, медицинские и гуманитарные сливаются в один поток, сфокусированный на человека. Как отмечают эксперты, технологические компании все чаще берут на работу гуманитариев: по данным исследования Forbes, только у 30% сотрудников таких компаний инженерные и технические дипломы.
Высокие технологии на то и высокие, что у них нет границ и они не зависят от культурного и политического контекста. Ученые всего мира конкурируют и объединяются. Они строят мосты между странами и континентами, создают каналы связи, которые физически невозможно разрушить. Наука при этом становится все более высококонкурентной на глобальном рынке. У науки должен быть свой потребитель. Кто не успел и не стал лучшим в своей области, тот не догонит, не получит результата, не создаст и не получит возврата на свои инвестиции времени, энергии и других затраченных ресурсов. Традиционные университеты — оплот академических традиций — сейчас вынуждены меняться, как и знания, которые меняются каждые 5–7 лет. Например, в Университете ИТМО сейчас есть проректор по изменениям, проводится реструктурирование, слияния различных технических и гуманитарных подразделений. Когда–то в начале 1990–х в качестве доцента кафедры социальной психологии ЛГУ я приходила читать лекции студентам. У меня тогда уже был свой бизнес по производству и продаже женской одежды. Они меня спрашивали с удивлением: "Откуда вы такая прилетели?", а я отвечала: "Из жизни бизнеса". Вот тогда и захотелось мне построить мост между наукой и жизнью.