Куда и во что вкладывают деньги инвесторы по всему миру. Топ–5 тем, которые сегодня манят стартаперов, потому что уже завтра будут приносить миллиардную прибыль: робототехника и биотехнологии, Интернет вещей, новые материалы, образование и нательные технологии. Таковы сейчас основные тренды по версии "ДП".
1. Не хочу жениться, хочу учиться
То ли кризис, то ли мода на интеллект сделали образовательный рынок очень привлекательным для инвесторов. Сложно найти стартап–акселератор, где нет IT–проекта, делающего ставку на персонализированное обучение, гибкий фильтр и анализ образовательных программ по всему миру или платформу для репетиторов. Главные сферы здесь: языковые курсы за рубежом, магистратура и второе высшее там же, английский в мессенджерах и репетиторы онлайн.
Среди заметных российских проектов — StudyQA, Linguatrip, Dnevnik, "ЯКласс" (инвестиции от европейского холдинга Data Pro Group, фонда Vesna Investment). Среди зарубежных — Quipper из Великобритании, который японская Recruit Holdings купила за $39 млн, американский Knewton, в который вложили $105 млн четыре фонда, в том числе Bessemer Venture Partners. Есть еще Cerego ($28 млн преимущественно от частных инвесторов), Open Learning Initiative ($20 млн грантового финансирования) и др.
Это сделки 2014 года, в 2015–м объем только европейских инвестиций в образовательные технологии вырос почти в 2 раза (в I квартале 2014 года он составил всего 11,9 млн евро). То есть за I квартал 2015 года образовательные стартапы Европы получили около 23,2 млн евро инвестиций. Самый лакомый кусочек отхватили немецкие стартаперы — на свои edtech–проекты они, по данным Edukwest, получили 6,5 млн евро.
2. Весь Интернет в вещах
Общее количество устройств, имеющих подключение к Интернету, еще в 2008 году превысило численность населения планеты. К 2020 году таких устройств, согласно Cisco Systems, будет уже 50 млрд. Холодильник, заказывающий еду через Интернет, и зубная щетка, переписывающаяся с вашим дантистом по wi–fi, — примерно так и выглядит идеальный мир Интернета вещей (IoT, Internet of Things), наступление которого предсказывал еще Никола Тесла. Так называют концепцию, согласно которой все физические объекты (и одушевленные, и нет) будут общаться между собой и взаимодействовать с внешней средой через Интернет. Популярные сферы здесь — это системы контроля и управления отходами, энергосетями, автомобилями и производством. И, конечно, все, что касается домашнего быта. Америка уже давно занимается беспилотным авто, в России разрабатывают устройства дополнительной реальности, которые будут показывать водителю голограмму маршрута прямо на лобовом стекле машины.
По всему миру стартаперы решают вопрос, как сети будут выдерживать нагрузку миллиардов подключенных устройств, кто и сколько будет на этом зарабатывать и как при этом умудриться защитить данные.
Весной в России даже появился специальный фонд Starnet VC, созданный для инвестиций в подобные проекты. Портфель фонда — $50 млн — уже начали разбирать отечественные стартапы.
"Момент для инвестиций в России в эту сферу выбран удачный, — говорит Николай Страх, представитель Фонда развития интернет–инициатив, — наличие стратегических заказчиков, развитие технологических программ на государственном уровне. По нашим данным, активный интерес к Интернету вещей проявляют такие крупные компании, как "Ростелеком", АФК "Система", "Ренова групп". Они могут выступить в качестве стратегических инвесторов".
Среди заметных российских стартапов на эту тему — "Кнопка жизни", "Техновизор", "Элдис". Совокупные вложения только в первый проект составили около 75 млн рублей (инвестиции ГК "Айти", призы за участие в конкурсах, гранты, деньги бизнес–ангелов). Оборот похожего американского проекта Lifewatch — больше $1,5 млрд в год.
Согласно недавнему докладу Cisco, Интернет вещей добавит к мировому ВВП $19 трлн. Продолжением этой темы станет Нейронет, распространение которого придется на 2025–2035 годы. Сюда можно отнести все, что связано с новыми взаимодействиями человека, информации и машины: без рук, с помощью нейронных связей. Это HealthNet, EnergyNet, FoodNet и SafeNet и другие — почти 10 крупных областей, которые в России сейчас курирует Российская венчурная компания и Агентство стратегических инициатив в рамках программы Национальной технологической инициативы.
3. Новые материалы
Производство снова модно: в царстве облачных технологий инвесторы особо ценят так называемые железные проекты и вообще все, что можно потрогать.
Здесь медленно, но верно набирают популярность аддитивные технологии (additive manufacturing), или технологии синтеза деталей и конструкций.
Из металлических порошков "выращивают" заготовки пресс–форм, специальные инструменты, детали сложной конфигурации, которые невозможно получить литьем, имплантаты, эндопротезы и многое другое. В ближайшие 7 лет средний годовой рост мирового рынка аддитивных технологий составит 20%, говорят аналитики. Мировой рынок аддитивных технологий к 2017 году достигнет $6 млрд, а к 2020 году — $10,8 млрд.
Развитие технологических стартапов, связанных с аддитивными технологиями, курируют на федеральном уровне. Но пока вклад России в рынок аддитивных технологий оценивается в 1,5%. Только 131 патент по различным аспектам аддитивного производства выдан российским ученым и предпринимателям. В Политехе уже создали 3d–модель тазобедренного сустава, "вырастили" его из титана и передали Институту травматологии и ортопедии имени Р. Р. Вредена.
"Медицина, приборостроение, кораблестроение — аддитивные технологии выводят нас на новый уровень работы промышленности", — говорит Михаил Раяк, исполнительный директор Фонда предпосевных инвестиций. — Мы потихоньку уйдем от гипса на руке: можно будет вырастить экзоскелет, который зафиксирует сломанную кость, пока она срастается".
4. Роботы среди нас
Отрасль биотехнологий и робототехники в ближайшие десятилетия кардинально повлияет на медицину, энергетику, производство сырья и городское хозяйство. Биотехнологии позволяют использовать живые системы для решения разнообразных проблем человечества, роботы — предупреждать эти проблемы. Ведущие страны на этом рынке, конечно, Япония и Китай, там все крупные стартапы и сделки, но и наши инженеры успешно разрабатывают это направление. Нейротренажер для тренировки движений у постинсультных пациентов, робот–паук для картографирования шахт, гор и пещер, робот–дворецкий, робот–тренажер, робот–снегоуборщик — лишь вершина айсберга российских компаний, развитие которых спонсируют госкомпании и фонды. За последние 5 лет помощь от госфондов получили более 20 тыс фирм.
"Роснано", РВК, "Сколково", Фонд содействия инновациям и фонд "ВЭБ Инновации" инвестировали в стартапы более 210 млрд рублей. В этом году создан российско–китайский венчурный фонд объемом $200 млн для инвестиций резидентов "Сколково", развивающих эти технологии.
5. Технологии ближе к телу
Продолжением Интернета вещей и повальным увлечением роботами, следящими как минимум за здоровьем человека, стало тотальное распространение носимых фитнес–гаджетов и прочих технологий, почти сливающихся с телом хозяина. Наибольший доход приносят устройства на запястьях (минимум $850 млн в год). По данным Ernst & Young analytics, мировой оборот нательных гаджетов и мобильных диагностирующих приборов в 2018 году составит $50 млрд. Инвесторы видят перспективными стартапы, разрабатывающие идеи колец–сканеров, обуви, гаджетов для головы и шеи и умного текстиля. Последнему массовую коммерциализацию пророчат в 2016 году. Российские предприниматели уже научились копировать зарубежные технологии, но выделить среди российских стартапов прорывные проекты пока сложно. Лидеры здесь США, Китай, Япония.
По словам Сергея Фрадкова, управляющего партнера iDealMachine, 2015 год будет рекордным по количеству сделок и общему размеру раундов финансирования. "Интересно, что в США все больше денег идет на раунды, размером более $100М, таких в этом году было уже более 100, — говорит эксперт. — Деньги поднимали такие гиганты как Uber, AirBnb и Snapchat. Интернет и мобильные приложения привлекли примерно 65% финансирования. Сделки на ранней стадии тоже растут:средний размер раунда превысил $5М впервые в истории".