Петербургский миллиардер Темур Псутури ведет переговоры о покупке "Мостостроя № 6" — одного из крупнейших петербургских дорожно-строительных подрядчиков. Бизнесмен согласен купить компанию, долги которой превышают 7 млрд рублей, за 1 рубль.
Темур Псутури
входит в сотню богатейших бизнесменов Петербурга (читайте "Рейтинг миллиардеров — 2015" 21 сентября в №149 "ДП"). ОАО "Мостострой № 6" — один из лидеров регионального мостостроительного рынка, оказавшийся на грани банкротства. Бизнесмен согласен заплатить символическую цену 1 рубль за компанию, долги которой превышают 7 млрд рублей.
Темур Псутури, сделавший свое состояние в 2000–е годы на строительных подрядах, рассказал "ДП", что пока договоренность о продаже актива не достигнута, поскольку акционеры выдвигают завышенные, на его взгляд, требования. Тем не менее бизнесмен на всякий случай уже договорился с заказчиками в Саудовской Аравии, которые, по его словам, готовы загрузить "Мостострой № 6" работой.
Темур Псутури считает, что за счет крупного авансирования зарубежных контрактов и грамотного менеджмента сможет вытянуть компанию из долговой ямы. На 24 – 25 сентября намечено собрание акционеров, которое может стать последним в 70–летней истории "Мостостроя № 6".
Грузин в Петербурге
Темур Псутури приехал в Петербург из Грузии в начале 2000–х. Он работал в компании "Строй–инвест", которая неплохо заработала на строительных подрядах в ходе подготовки к празднованию 300–летия Петербурга.
В 2010 году Темур Псутури возглавил "Строй–инвест", а через год компания вошла в созданный бизнесменом совместно с партнерами холдинг "Тотал Девелопмент". Холдинг также объединяет и другие активы предпринимателей: предприятия по производству водных фильтров, изделий из пластмассы, автохимии, деревоперерабатывающие компании. В 2012 году Псутури продал свою долю, фирма была переименована в ГК "Роллман", и ее акции стали торговаться на Московской бирже.
Сегодня Темур Псутури контролирует ряд подрядных ремонтных и строительных организаций: "Груз–строй", СМУ "Северо–Запад" и другие. Кроме того, он владеет пакетами акций в офшорных компаниях, которые управляют ценными бумагами. Темур Псутури также владеет сетью гипермаркетов стройматериалов и мебели в Грузии MaxHome, в которую до 2020 года планирует инвестировать $280 млн.
Не справились с управлением
Причиной надвигающегося банкротства "Мостостроя № 6", по одной из версий, стал экономический кризис: строительные работы подрожали, а выполнять их приходится по ценам, заложенным в госзаказах еще в прошлом году, что приводит к убыткам.
По другой версии,
Смольный
в последние годы задерживал оплату работ подрядчику и менял условия контрактов, в результате компания была не в состоянии их исполнить, залезла в долги. Кредитная нагрузка "Мостостроя № 6" по итогам 2014 года оценивается в 6,2 млрд рублей.
Чиновники свою вину отрицают и охотно демонстрируют документы, подтверждающие своевременные выплаты.
Некоторые участники рынка предполагают, что до разорения компанию довели фатальные ошибки менеджмента во главе с молодым директором Дмитрием Тюриным, занявшим этот пост в сентябре 2014 года.
В целом из портфеля заказов "Мостостроя № 6" размером 15 млрд рублей реально работы выполнены лишь на 5 млрд рублей. В большинстве договоров срок сдачи объектов — 2015 год. Если это условие не будет соблюдено, заказчики могут потребовать вернуть полученные авансы и начислить подрядчику штраф.
Более 1 млрд рублей "Мостострой № 6" должен поставщикам стройматериалов и субподрядчикам. Многие из них уже обратились в Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти. В их числе "ЦемЦентр "Обводный", "Технопарк", "Индустрия Петробетон", НПО "Квант" и другие.
Сейчас "Мостострой № 6" спешно распродает имущество, рассчитывая хотя бы частично рассчитаться с долгами. Так, головной офис на Большом Сампсониевском пр., 68, площадью 6 тыс. м2 уже продан за 390 млн рублей.
Вырученные деньги направили основному кредитору — банку "Россия". Мостостроительный гигант также имеет замороженные подряды по Синопской наб. (цена контракта — 1,1 млрд рублей), путепроводам и мосту на Обводном канале (4,5 млрд рублей), развязкам на Зеленогорском шоссе (2,1 млрд рублей) и пр. Непокоренных (2,9 млрд рублей).
Банкротятся все
Отметим, что проблемы испытывают и другие участники рынка. Например, ОАО "Мостоотряд № 19" не может исполнить обязательства по достройке нескольких объектов на общую сумму 6 млрд рублей. Весной компания подала иск о собственном банкротстве и также распродает имущество. Участники рынка говорят, что фактически она уже не существует.
Череда банкротств на подрядном рынке началась 2 года назад. Первые заметные события произошли в 2013 году, когда обанкротились ЗАО "Севзапдорстрой" и ООО "Дорожник–92", считавшиеся крепкими середнячками. В 2015–м банкротный иск был подан также в адрес ЗАО "Буер". Но до краха крупных предприятий, сопоставимых по размерам с "Мостоотрядом 19" и "Мостостроем № 6", дело не доходило даже в кризис 2008 – 2009 годов.
Ликвидировать или банкротить?
Владельцем "Мостостроя № 6" долгое время считался известный петербургский миллиардер Игорь Минаков. Узнать держателей акций сейчас нельзя, данные ЕГРЮЛ устарели, последний отчет совета директоров еще впереди. По данным "ДП" от источника из компании, Игорь Минаков передал свои 65% акций Дмитрию Тюрину.
Еще 32% акций пополам принадлежат бывшему гендиректору Игорю Осипову и его партнеру, имя которого информированный источник не называет.
Остальные 3% акций размыты между миноритариями. При этом, по данным "ДП", между Дмитрием Тюриным и Игорем Осиповым нет согласия по поводу того, как следует действовать в сложившейся ситуации. Участники петербургского подрядного рынка говорят, что и кроме Темута Псутури есть желающие получить "Мостострой № 6". Среди них — группа компаний "МВМ", принадлежащая бывшему главе комитета по благоустройству Смольного и дирекции по строительству КАД Борису Мурашову. Связаться с Борисом Мурашовым не удалось. "Трудно оценить, что сейчас более целесообразно: обанкротить "Мостострой № 6" или санировать. В первом случае нужно найти 7 млрд рублей, чтобы покрыть долги компании, а во втором — 15 млрд рублей, чтобы достроить его объекты. В кризис найти такие кредитные средства непросто", — резюмирует один из участников рынка.
“
Ситуации "Мостостроя № 6" и "Мостоотряда 19" отличаются. В первом случае, насколько мне известно, собственники решили ликвидировать компанию, расторгнув договоры и погасив все ее долги. А во втором речь идет о банкротстве. Видимо, владельцы "Мостостроя" устали вкладываться в развитие этого предприятия. Бренд "Мостостроя" очень привлекателен: у этой компании известное имя, огромный опыт, знаковые объекты. Все это позволит "Мостострою" в случае успешной санации получать крупные контракты, так как компания соответствует самым строгим квалификационным требованиям.
Кирилл Иванов
глава ассоциации "Дормост"
“
Многое из того, что происходит в дорожной отрасли города, вызывает вопросы. Непонятно, например, почему сильные организации неожиданно становятся банкротами. Есть, наверное, среди них реальные банкроты — появившиеся из–за ошибок менеджмента и большой кредитной нагрузки. Но, видимо, немало и мнимых, которые таким образом пытаются уйти от обязательств перед контрагентами. Из–за этого степень доверия к крупному бизнесу, оставшемуся на рынке, падает. Все боятся оказаться втянутыми в неприятности по принципу домино.
Евгений Медрес
первый замгендиректора ГК "Дорсервис"