Компании, управляющие жильем, внедрили относительно честную схему ухода от уплаты долгов монополистам. Рынок захлестнула волна банкротств жилкомсервисов. Они переводят дома в ведение родственных компаний, что позволило им "сэкономить" 4 млрд рублей.
Чтобы не платить ресурсоснабжающим организациям (РСО) за предоставленные коммунальные услуги, управляющие компании (УК), накопившие долги, переводят дома в управление других фирм, а сами банкротятся. При этом новые УК связаны с банкротами общим топ–менеджментом и учредителями. В итоге поставщикам услуг не с кого взыскивать долги, так как УК никакими активами не располагают, единственный источник дохода для них — платежи собственников жилья. Совокупный долг УК, которые уже реализовали такие схемы, оценивается в 3 – 4 млрд рублей. В целом по Петербургу просроченная задолженность управляющих компаний перед РСО превышает 16 млрд рублей.
РСО извещали
Смольный
и прокуратуру о действующей схеме ухода от долгов, но результата пока нет. Более того, поставщики ресурсов отмечают, что чиновники не могут не знать о махинациях, так как значительная часть жилья в таких домах принадлежит городу, и представители Смольного на общих собраниях собственников жилья сами голосуют за смену управляющей компании–банкрота на новую, аффилированную с ней.
Как сменить банкрота
О стремительном распространении схемы гарантированного ухода от выплаты долгов "ДП" рассказали представители нескольких РСО. Этот способ давно и успешно используют компании в разных сферах бизнеса. Но в ЖКХ уход от долгов через банкротство стал набирать обороты совсем недавно. По такой схеме, например, развивались события в ООО "Жилкомсервис № 2 Василеостровского района" (ЖКС–2). В 2012 году эта УК обанкротилась, накопив почти 370 млн рублей просроченной задолженности перед ОАО "ТГК–1". С тех пор долг вырос до 636 млн рублей.
Весной бывший внешний управляющий ЖКС–2 Андрей Коробов стал фигурантом уголовного дела, возбужденного по фактам нарушений в деятельности компании. Коробова посадили в СИЗО, но через месяц он вышел на свободу и создал УК "Василеостровец", которая без труда получила лицензию на ведение деятельности по управлению жильем. ЖКС–2, будучи банкротом, лицензирование не прошла, и ее дома поделили между компаниями "Василеостровец" и "Возрождение".
Другой неплательщик
ТГК–1
, ОАО "УК "Профсервис", задолжавший поставщику 25 млн рублей, передал свои дома компании "УО "Профсервис" и обанкротился. Причем новую УО учредил бывший гендиректор банкрота Андрей Кривоногов.
Похожая история произошла у
ГУП "ТЭК" и ООО "Жилкомсервис", которое обслуживало 237 домов. В 2013 году "Жилкомсервис" обанкротился, имея свыше 187 млн рублей долгов перед разными кредиторами. В том числе около 100 млн — перед ГУП "ТЭК". За месяц до банкротства во всех домах "Жилкомсервиса" прошли собрания, на которых собственники проголосовали за смену УК. Часть домов досталась компаниям "ЖКСервис" и "Комфорт", которых с банкротом связывают общие собственники и топ–менеджмент.
Монополисты утверждают, что в Петербурге и Ленобласти десятки таких случаев. Причем применяют их не только УК, но и ТСЖ и ЖСК.
Все эти истории объединяет то, что должник, лишившись единственного источника дохода в виде квартплаты жильцов, не может рассчитаться с кредиторами.
Должник
Петербургской сбытовой компании (ПСК) ЖЭК "Созвездие" (долг за 2011 – 2013 годы — 16 млн рублей) передал свои дома в компании "Созвездие–Василеостровский" и "Созвездие–Приморский", которые с тех пор увеличили задолженность на 1,6 млн и 1,7 млн рублей соответственно. В августе они снова начали передачу домов другим УК.
В ПСК рассказали еще об одной схеме ухода от платежей, которую использовало, в частности, ТСЖ "Согласие". ТСЖ заключило договор энергоснабжения с ПСК, а функции по управлению домом передало УК "ИСТ". В результате 15% квартплаты жильцов получает ТСЖ, остальное — ИСТ, а поставщикам услуг не достается ничего.
Поставщики ресурсов отмечают: этот способ обычно применяют те управляющие, которые получают деньги напрямую от жильцов или через частные расчетные центры.
Управляющим компаниям, для которых расчеты ведет ГУП "ВЦКП" (в Петербурге 70% таких домов), сложнее уходить от уплаты долгов. У них квартплата жильцов поступает в ВЦКП, который сам рассчитывается с РСО. Но некоторые УК находят обходные пути. Например, не передают в ВЦКП договоры с монополистами и в результате сами собирают с жильцов деньги за коммуналку.
Признаки сговора
В самих УК, замешанных в сомнительных схемах, либо отказываются комментировать ситуацию, либо вовсе не отвечают на звонки и письма.
Конкурсный управляющий "Жилкомсервиса" Кирилл Складчиков усматривает в таких историях картельный сговор. В домах таких УК очень быстро и совершенно без проблем проходят собрания собственников жилья, которые с готовностью отдают свои дома в управление ранее не знакомым им управляющим фирмам, поясняет Кирилл Складчиков. Обычно даже на то, чтобы просто созвать людей на собрание, уходит не один месяц. А уж о том, чтобы всего за одно собрание жильцы смогли прийти к единому мнению по такому животрепещущему вопросу, не может быть и речи, отмечает он.
Кроме того, обычно в домах таких компаний 30 – 60% жилья принадлежит городу. Его как собственника на собраниях представляют районные жилищные агентства, которые не могут не знать историю долгов дома. Тем не менее представители районов голосуют за смену УК.
Гендиректор компании "Юрисдикция ТЭК" Глеб Кожевин (до 2014 года он возглавлял юридическое управление ГУП "ТЭК") считает, что самый действенный способ борьбы с такими нарушениями — обращаться за помощью в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). "Тут налицо картельный сговор, другие нарушения законодательства о конкуренции. ФАС, разобравшись в ситуации, передаст материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела", — уверен Глеб Кожевин.
В ТГК–1 считают, что нужно инициировать переход на прямые платежи жильцов поставщикам ресурсов. Но этому монополисту так и не удалось убедить собственников квартир в домах ЖКС–2 перейти на прямые платежи.
В 2013 – 2014 годах РСО заявляли, что намерены создать свои расчетные центры для приема платежей за коммунальные услуги. По их мнению, это помогло бы остановить накопление задолженности. Но эта идея не была реализована.
Монополисты не раз оповещали прокуратуру о схемах ухода от долгов. Пока реакции нет. "Но работа идет, и отношение к этой проблеме у правоохранительных органов меняется в лучшую сторону", — признает заместитель гендиректора ГУП "ТЭК" Юрий Тельтевский.
“
В Петербурге большинство домов обслуживаются УК, контролируемыми городом, поэтому схема ухода от долгов путем банкротства здесь меньше распространена, чем в Ленобласти. Хотя и в Петербурге у нас есть очень крупные должники: ЖКС № 2 Центрального района (44,6 млн рублей), ЖКС № 1 Кировского района (37,4 млн рублей) и другие. С приходом нового профильного вице–губернатора Николая Бондаренко этой проблеме стали уделять большее внимание. Например, недавно прошло первое совещание, где обсуждали проблемы оплаты потребленных ресурсов руководители районов, предприятий ЖКХ, ПСК.
Максим Шаскольский
генеральный директор АО "Петербургская сбытовая компания"
“
В прошлом году в Госдуме обсуждался законопроект, предлагавший разрешить РСО инициировать проведение собрания собственников жилья для обсуждения вопроса о переходе на прямые платежи за коммунальные услуги. Но эту инициативу не поддержали. Я думаю, граждане должны внимательнее относиться к деятельности управляющих организаций, интересоваться наличием у них долгов, выяснять причины их возникновения. "Водоканал" на своем сайте размещает информацию о должниках.
Юлия Артемьева
директор филиала "Единый расчетный центр" ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга"
“
В регионах, где мы работаем, есть примеры успешной борьбы с долгами в ЖКХ. Один из главных способов — переход на прямые платежи. То есть мы сами, без посредничества УК, расчетных центров, банков, выставляем счета жильцам, получаем от них платежи напрямую, судимся с должниками. А УК занимаются лишь управлением жилищным фондом, не являясь промежуточным звеном в платежах потребителей ресурсоснабжающим организациям. Конечно, это требует очень больших затрат на содержание абонентской службы. Но это работа с хорошим эффектом.
Леонид Богорад
генеральный директор "Газпром теплоэнерго"