Российских контрактников ищут снова — на этот раз в Сирии

Все активнее обсуждают переброску российских морпехов в Сирию. История почти полностью повторяет расследования присутствия российских войск на Донбассе, но одновременно все больше — приштинский бросок 1999-го. И риски на этот раз будут повыше.

История, говорят, развивается по спирали. Но в современном мире витки этой спирали закручиваются все сильнее и становятся совсем короткими. Вот, например, сейчас горячей стала тема отправки российских солдат в Сирию. Группы блогеров-исследователей проводят большую поисковую работу и предъявляют фотографии морпехов на кораблях, определяя по явным и косвенным признакам, что речь идет о 810-й отдельной бригаде морской пехоты. В редакцию "Газеты.Ру" приходят жаловаться анонимные контрактники, которых отправляют в Сирию, а они этого вовсе не желают; причем выясняется, что истинную цель командировки от них скрывали. В Восточном военном округе все опровергают и утверждают, что военные если куда и перемещаются, то исключительно в границах округа. Кремль заявляет, что ничего не знает, но если Дамаск попросит ввести войска, то подумает. Совет по правам человека просит Министерство обороны проверить сообщения. Западные власти замечают российские вертолеты и танки и в связи с тем обеспокоены.
Ведь в точности все то же самое мы уже видели совсем недавно, на предыдущем витке. Год назад так же развивались события с отправкой российских десантников в Донбасс. Были и поиски фотографий, комментариев и геотегов по соцсетям, и ничего не знающий Кремль, и жалующиеся контрактники. И на точно такие же запросы военные отвечали: информация действительности не соответствует, все досужие домыслы. Даже когда пошли похороны, даже тогда, когда Киев взял в плен двоих офицеров ГРУ, публично заявивших о своих задачах, признать присутствие российских солдат в зоне конфликта российские власти отказывались.
Но пока никто, включая разоблачителей, не говорит об участии морпехов в боевых действиях. У России в Сирии совершенно официально есть пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, хоть и небольшой, и вполне можно было бы, наверное, и вслух признать, что да, три-четыре роты перебросили для возможной защиты, в конце концов, это же наш пункт. Да и Минобороны все-таки не стало полностью все отрицать и заявило, что точно так же военные защищают и аэродром в Латакии, куда прибывают российские самолеты с гуманитарными грузами.
Хотя если на это посмотрит западный наблюдатель, то он, конечно, первым делом подумает: в Крыму у русских тоже была официальная военно-морская база, где легально находились военные, и вот чем дело закончилось; и грузы у них никакие не гуманитарные.
Разоблачения, очевидно, продолжатся, так же, как и в прошлый раз, и приведут к тому, что российские войска в Сирии секретом быть перестанут. Сирия, конечно, не Украина, она намного дальше, язык там совсем другой, так что если там кто-нибудь где-нибудь убьет или возьмет в плен россиян, узнать об этом будет труднее. Разве только кто-то случайно наткнется в соцсетях на сообщение о похоронах. С другой стороны, исламисты из ИГИЛ любят шокировать общественность публичными казнями пленных, так что если мы и узнаем о чьей-либо гибели, то не исключено, что это будет очень громко. Если даже солдаты не участвуют в боевых действиях, это не значит, что они не могут попасть ни в какую историю, да и если Латакию, например, будут брать штурмом, то воевать все-таки придется.
Может быть, конечно, морпехи просто посидят в Тартусе и Латакии и уедут домой, когда все закончится (хотя явно не скоро там все закончится). А может быть, и нет, ружье, которое повесили на стену, все-таки выстрелит, и снова будут цинковые гробы, прессинг родственников, чтобы молчали под угрозой лишения ипотеки, воинственные заявления, санкции и контрсанкции. Донбасская история для властей закончилась относительно спокойно, и, видимо, поэтому ее проворачивают во второй раз, но теперь все будет уже гораздо серьезней, потому что Сирия, опять же, не Украина, тем более что с кем там придется воевать — вопрос еще открытый.
Переброска войск в Сирию сильно напоминает знаменитый бросок десантников на Приштину в 1999-м. Тогда внезапно занятый российским батальоном ВДВ аэродром предотвратил наземную операцию НАТО, потому что никто не захотел всерьез воевать с русскими. Возможно, именно это держит в уме Кремль, и не особенно, заметим, скрывается, возит технику на кораблях через Босфор, где ее фотографируют все желающие. И было бы, наверное, красиво как раз к речи Путина в ООН провернуть что-нибудь подобное и прямо с трибуны предъявить миру батальоны морпехов в Латакии, снова попытаться взять Запад за шиворот — и превратить все в авантюру со ставкой ва-банк, где морпехи могут оказаться победителями, а могут и заложниками.