"Деловой Петербург" обнаружил новый поворот в уголовном преследовании главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. Среди задержанных по этому делу оказался экс-сенатор Евгений Самойлов, связанный с банком "Таврический".
В конце прошлой недели прошли массовые аресты чиновников и предпринимателей, связанных с банком «Таврический». Началось с взятия под стражу бывших акционеров банка. Продолжилось арестом главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и экс-сенатора Евгения Самойлова. Эксперты видят за такой активизацией правоохранительных органов атаку набравшего силу главы Ростеха Сергея Чемезова на губернатора Псковской области Андрея Турчака.
Всю прошлую неделю правоохранительные органы почти ежедневно отчитывались о громких задержаниях. Сначала 18 сентября сотрудники ФСБ взяли бывших акционеров банка «Таврический» Сергея Сомова и Дмитрия Гаркушу по подозрению в мошенническом выводе из банка 1,5 млрд рублей. На следующий день в Республике Коми Следственный комитет задержал главу Республки Вячеслава Гайзера и 18 членов его команды, в числе которых бывший сенатор Евгений Самойлов. Им тоже инкриминируется «организация преступного сообщества и мошеннические действия, совершавшиеся на протяжении 9 лет: с 2006 по 2015 годы».
История первая
Евгений Самойлов, как известно, имел с банком «Таврический» общий бизнес: с 2011 по 2013 годы их совместное предприятие - ООО «Инвестиционная компания «Таврический» (ИК «Таврический») - поставляло уголь Минобороны в лице ОАО «Оборонсервис». Причем, уголь добывался на шахте «Интауголь» в Республке Коми, которую акционеры банка «Таврический» купили в предбанкротном состоянии в 2011 году. И тот же Вячеслав Гайзер в 2013 году очень тепло отзывался о деятельности в Коми ИК «Таврический»: «Я считаю, что «Таврический» как инвестор эффективен», - сказал он тогда на одной из своих пресс-конференций.
Покупателя угля - Минобороны - в тот период возглавлял выходец из УФНС по Петербургу Анатолий Сердюков. После его отставки в 2013 году сотрудничество с ИК «Таврический» прервалось, военные не заплатили поставщику более 4,5 млрд рублей, и тот обанкротился.. После этого начались финансовые проблемы и в банке «Таврический», которые вылились в финансовый коллапс в январе 2015 года, завершившийся санацией кредитной организации. Тем временем, Евгений Самойлов в 2014 году покинул Совет Федерации.
Между тем, есть у Евгения Самойлова и еще одна бизнес-связь: до своего ухода в политику (в 2008 году он по спискам «Единой России» прошел в Госдуму) он был членом совета директоров ОАО «Холдинговая компания «Ленинец», контролируемого семьей губернатора Псковской области Андрея Турчака.
История вторая
Банк «Таврический», как известно, был подвергнут санации в начале 2015 года, после того как в нем зависли почти 20 млрд рублей на счетах ОАО «Ленэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запада». Санатором был избран банк «Международный финансовый клуб», предложивший, как объявлялось, самую оптимальную схему санации: энергетики соглашаются оставить 80% своих зависших средств на субординированном депозите на 20 лет под 0,5% годовых, а АСВ дает на санацию «всего» 28 млрд рублей (при финансовой дыре в 40 млрд).
«Лицом» МФК-банка является миллиардер и политик Михаил Прохоров, но есть у него и другие крупные бенефициары: Александр Абрамов и Екатерина Игнатова. Последняя является супругой главы «Ростеха» Сергея Чемезова.
Теперь банк «Таврический», контролируемый санатором, пытается вернуть выведенные деньги, для чего подает иски о взыскании кредитов или о банкротстве заемщиков, которые в основном связаны либо с экс-акционерами банка (Сергей Сомов, Олег Захаржевский, Иван Кузнецов и др.), либо с Александром Сабадашем, либо с Евгением Самойловым и чиновниками Республики Коми. Кроме того, санатор инициировал уголовное дело о мошенничесском выводе денег из банка, в рамках которого и начались недавно аресты и задержания..
История третья
Между тем, уголовное преследование началось и со стороны «Ленэнерго»: по обвинению в превышении должностных полномочий арестован бывший финансовый директор энергокомпании Денис Слепов, а экс-гендиректор Андрей Сорочинский явился с повинной. После их отставки в январе 2015 года полгода «Ленэнерго» была ареной борьбы между Россетями и Смольным. Но до этого в течение почти пяти лет компания плотно контролировалась доверенными людьми Александра Сабадаша. Именно поэтому «Ленэнерго» несколько лет размещала в «Таврическом» миллиарды рублей на депозитах, вместо того чтобы финансировать свою инвестпрограмму (финансировал ее как раз «Таврический», но в виде кредитов подрядчикам).
При этом участники энергетического рынка утверждали, что реальные бенефициары этой гигантской финансовой схемы находятся в высших эшелонах силовых структур - совсем близко от Кремля..
В этом свете интересна произошедшая в августе 2015 года «неприятность» с главкомом Внутренних войск МВД РФ Виктором Золотовым, бывшим главой службы безопасности президента РФ, которому после настоятельных рекомендаций из Кремля пришлось, хоть и с опозданием, опубликовать декларацию об имуществе и доходах. Семья Виктора Золотова также имеет бизнес-связи с «Таврическим»: его сын Роман, по данным СПАРК, имеет общий бизнес с Сергеем Сомовым - две строительные фирмы в Москве: «Стройальянс» и «Стройальянс плюс».
История четвертая
Интересно, что позиции Андрея Турчака одновременно оказались под ударом и с другой стороны: на прошлой неделе неожиданно для всех получила продолжение давно забытая история с избиением журналиста Олега Кашина: вдруг нашлись (и дали признательные показания) исполнители этого преступления, которое квалифицируется следователями как покушение на убийство. Причем, из этих показаний следует, что губернатор может быть заказчиком покушения..
И на фоне этого Сергей Чемезов выступает с заявлением, что, чем бы ни завершилось уголовное дело, «Ростех» возьмет под контроль исполнение гособоронзаказа компанией «Заслон», входящей в ХК «Ленинец», для чего прорабатывается вопрос о взятии предприятия в доверительное управление.