Снижение кредитования заставляет банки искать новые источники доходов. Они начали активнее продавать продукты партнеров, с которых получают комиссию.
Многие банки отмечают рост комиссионных доходов в первом полугодии 2015 года. На наращивание таких доходов некоторые из них сделали акцент еще в прошлом году, но большинство — уже в этом, когда очевидным стало снижение кредитования (объем выданных корпоративных кредитов, по данным на 1 августа, в годовом выражении упал на 12%, розничных — почти на 40%), что негативно влияет на будущие процентные доходы.
Кроме того, давление на прибыль оказывает и рост отчислений в резервы на возможные потери по кредитам, из–за этого многие банки сократили прибыль в текущем году либо показали убыток. Все это заставляет банкиров сокращать расходы и искать пути наращивания доходов.
В целом в структуре чистой прибыли банков доля как процентных, так и комиссионных доходов в 2010–2014 годах снижалась, зато росла доля чистых доходов с вложений в ценные бумаги и операций с иностранной валютой.
На долю комиссионных доходов приходится в среднем 20% общих доходов кредитных организаций. Такие доходы складываются из предоставления расчетно–кассового обслуживания розничным и корпоративным клиентам, из комиссий по банковским картам, кросс–продаж. Чтобы нарастить доходы, банки значительно расширили перечень продаваемых страховых полисов, а также таких услуг, как юридическая поддержка, например, в предложениях банков можно даже встретить услуги адвоката.
Читайте также:
Авторская колонка
Какими банки станут в ближайшем будущем
Увеличивают продажи
Стоит заметить, что в большинстве банков фиксируют рост кросс–продаж страховок и прочих услуг партнеров.
"Доля комиссионных доходов в чистом доходе банка в Петербурге увеличилась по сравнению с прошлым годом примерно на треть и составляет на сегодня чуть более 30%. Локомотивом этого роста стало увеличение комиссионных доходов от продажи самых различных страховых продуктов, — говорит пресс–секретарь "ВТБ 24" по СЗФО Иван Макаров. — На их долю приходится уже 30% всех комиссионных доходов". Тогда как на долю комиссионных по пластиковым картам, которые на протяжении нескольких лет лидировали в общем объеме комиссионных, приходится лишь 22%, добавляет он.
В банке "Открытие" комиссионные доходы в текущем году по сравнению с прошлым также выросли на треть. "Нарастить этот показатель удалось за счет страховых и премиальных продуктов, а также за счет увеличения эмиссии карт и объема коммунальных платежей", — поясняет управляющий филиалом "Петровский" банка "Открытие" Лариса Магеро.
"Доля комиссионных доходов в первом полугодии в структуре доходов филиала не изменилась и, как и в 2014 году, составляет 10% от общих доходов филиала. В целом комиссионные доходы по банковским операциям филиала за первое полугодие составили 123 млн рублей. Наибольшая прибыль филиалом получена по процентным доходам по предоставленным кредитам — 90%", — говорит управляющий филиалом Абсолют Банка в Петербурге Елена Кондратюк.
В свою очередь в Балтинвестбанке говорят, что размер комиссионных доходов в первом полугодии остался примерно на уровне первого полугодия прошлого года — 309 млн рублей. В общей структуре бизнес–доходов банка на долю комиссионных приходится 6–8%.
Расширяют ассортимент
Комиссия банка от продажи страховки может составлять 20–50%, ее величина зависит от объемов продаж и вида страховки: по наименее рисковым страховым продуктам она будет выше. Кроме того, участники рынка замечают, что если в прошлом году банки в продажах не отдавали предпочтений каким–то определенным компаниям, то в текущем году на фоне кризиса банки явно стараются в первую очередь предложить полис аффилированной страховой компании.
Одновременно банкиры стали активнее продавать не только полисы, сопутствующие выдаче кредитов (например, страхование жизни заемщика), но и самостоятельные виды полисов.
В банке "Хоум Кредит" отмечают, что у них объем комиссионного вознаграждения в текущем году по сравнению с прошлым в абсолютном выражении изменился несущественно. "Но в условиях снижения кредитного портфеля это свидетельствует о росте доли некредитного страхования. Мы активно развиваем продажу коробочных страховых продуктов, не связанных с кредитами, таких как страхование семьи, карт, имущества, а также юридических услуг", — добавляют в банке "Хоум Кредит".
Елена Кондратюк замечает, что за 2015 год доходы от продажи продуктов партнеров в среднем выросли на 30%. "В 2015 году линейка кросс–продаж расширилась, например, появились такие продукты, как юридическая поддержка, возможность проверки кредитной истории клиента. Также по страховым продуктам были добавлены такие направления, как страхование здоровья, риск утраты трудоспособности и недобровольной потери работы в результате сокращения либо ликвидации предприятия", — перечисляет Елена Кондратюк.
“
Банковский канал продаж является для нас исторически очень привлекательным, но и другие направления привлечения бизнеса не менее интересны. Если оценивать сборы страховых компаний, которые не аффилированы с банками, то в этом году рынок демонстрировал четкий тренд на снижение объемов страхования, передаваемых независимым страховщикам, и на быстрый рост объемов страховщиков, входящих в банковские группы. Услуги кэптивных компаний продвигаются очень активно, и ряд банков озвучил планы на стремительный рост сборов "дочек" в 2–3–летней перспективе.
Екатерина Волкова
директор управления специальных каналов продаж Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование"
“
Если говорить о всех комиссионных доходах, то доля страховых продуктов составляет около одной трети. Среди коробочных страховок особым спросом пользуется страхование от несчастного случая и финансового риска при кредитовании, а также страхование от мошенничества по банковским картам. Кроме того, в этом году по кросс–продуктам у нас появился новый партнер, и это не страховщик. В октябре мы готовим запуск продаж дистанционной юридической поддержки наших клиентов, который будет реализован с новым партнером банка.
Андрей Суровцев
директор департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка