Во II квартале госпрограмма смогла поддержать спрос на авто и замедлить падение рынка автокредитов, но уже в июле показатели снова начали ухудшаться. По словам экспертов, ставки по автокредитам банки снижать до конца года не будут, поэтому госпрограмма станет единственной надеждой рынка на восстановление. Но даже если программа будет успешной, качество заемщиков будет неважным из-за фактора отложенного спроса.
Правительство РФ решило продлить действие государственной программы льготного автокредитования до конца 2015 года. Дмитрий Медведев и глава Минпромторга Денис Мантуров договорились об этом в ходе встречи, говорится на сайте правительства.
Также будут продлены программа обновления парка автомобилей, которая действует с 1 января, и программа льготного лизинга. Весной этого года правительство выделило на льготное автокредитование и льготный лизинг 1,5 млрд и 2,5 млрд рублей соответственно, а еще 15 млрд рублей власти выделили на обновление автопарков.
"Мы достаточно эффективно реализуем программу поддержки спроса — льготное автокредитование и льготный лизинг. За счет этого по тем обозначенным цифрам, на которые мы планировали выйти до конца года, уже идет опережение. Мы планировали выйти на уровень 290 тыс. автомобилей в совокупности от всех программ, на сегодняшний день мы уже вышли на цифру 380 тыс. в совокупности", — сказал Денис Мантуров.
Тем временем рынок автокредитования сильно сжался в условиях высоких рисков и низкого спроса. По данным Национальной службы взыскания, за год, то есть в период с 1 июля 2014 года до 1 июля 2015-го, он сжался на 10,6%, или на 148 млрд рублей (1,4 трлн рублей на 1 июля прошлого года).
Эксперты и банкиры признают, что госпрограмма спасла рынок автокредитов, хоть и не смогла повернуть его к росту. Во II квартале госпрограмма улучшила показатели по новым выдачам (по данным НБКИ, во II квартале выдано 133 тыс. автокредитов, что на 140% больше показателя в I квартале).
"C начала этого года банки выдали около 227 тыс. автокредитов. Это в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее можно констатировать, что программа льготного автокредитования сыграла заметную роль: по ней реализовано 147,5 тыс. машин, то есть 65% от общего количества автомобилей, проданных в кредит", — констатирует Вадим Исаков, территориальный директор банка "БКС Премьер".
Доля автокредитов с привлечением госсубсидий в общем объеме автокредитов, выданных "ВТБ 24" в Петербурге с момента запуска госпрограммы, составила в кредитных продажах примерно 69% (II квартал — 65%, с начала III квартала по сегодняшний день — 77%), сообщил Иван Макаров, пресс-секретарь "ВТБ 24" по СЗФО.
Источник:
Но в июле автокредитование снова резко пошло на спад: по данным Frank Research Group, в этом месяце банки выдали автокредитов на 29,85 млрд рублей (на 2,6% меньше, чем в июне). По мнению экспертов, сработал отложенный спрос: многие россияне, которые планировали покупку автомобиля в кредит, купили его в первые 3 месяца действия госпрограммы.
Падение автокредитования происходит на фоне падения продаж в целом. В Петербурге ситуация с продажами улучшилась с начала года весьма заметно: по данным "Auto-Dealer-СПб", падение продаж по итогам июля в городе составило порядка 30%, тогда как в начале года этот показатель колебался около отметки в 40%.
"Продление госпрограмм сильно не повлияет на рост продаж автомобилей. Господдержка в первую очередь сдерживает падение авторынка: если сейчас он сокращается на 30-40%, то без государственной помощи он мог упасть как минимум на 50%", — считает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. По его словам, в Петербурге, как и прежде в этом году, будет продаваться порядка 10 тыс. автомобилей в месяц.
"На программу кредитования приходится не более 10% от общего объема продаж автомобилей в Петербурге. Стоит отметить, что у нее есть конкуренты в виде специальных кредитных программ от производителей и импортеров", — добавляет Михаил Чаплыгин.
По прогнозу БКС, в ближайшем будущем банки не будут снижать ставки по автокредитам, учитывая трудности с фондированием из-за санкций, а также высокую кредитную нагрузку на россиян. "В этих условиях продление государственной программы льготного автокредитования может рассматриваться как основной фактор поддержки спроса в сегменте", — считает Вадим Исаков.
По мнению другого аналитика, этого фактора поддержки в нынешних условиях будет недостаточно. "По большому счету, то, что делают программы льготного кредитования, — это стимулирование реализации отложенного спроса. Поэтому без структурных изменений в экономике, без роста доходов и реального роста автомобильного рынка эффект от каждой последующей программы будет ниже, чем от предыдущей", — считает аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин. "Кроме того, валютные шоки также послужили мощным стимулом для реализации отложенного спроса, и сейчас макроэкономическая ситуация в целом выглядит довольно безрадостно. Доходы населения не растут, избыточных накоплений нет. При этом нормы регулирования, цены на страховые услуги, расходники и горючее делают автомобиль все более дорогим в обслуживании и все менее привлекательным на фоне падающих доходов населения", — добавляет он.
"Осень обычно является временем оживления на рынке автокредитования, но, учитывая экономическую ситуацию и ситуацию на авторынке, говорить о каком-либо глобальном росте даже с учетом госпрограммы особого смысла не имеет", — соглашается Иван Макаров.
По словам Сергея Ильина, люди, которые хотели и могли себе позволить новый автомобиль, по большей части поспешили купить его в декабре-январе по "старым" ценам, поэтому, даже если программа будет иметь успех, качество заемщиков по таким кредитам, скорее всего, будет весьма невысоким. "Программа может иметь синергию с началом массовых продаж Lada Vesta. Но в целом о росте автомобильного рынка в целом и автокредитования в частности говорить пока явно рано", — констатирует Сергей Ильин.