КИО обнародовал окончательный список мест под автолавки, закрепленные за компаниями–производителями. Больше всех мест получила производящая рыбу компания "Танита Фиш", которую никто на рынке не знает.
На сайте
комитета имущественных отношений
(КИО) появился очередной список мест под автолавки. 55 мест из 163 получила малоизвестная компания "Танита Фиш". Согласно СПАРК, ее учредителем является Татьяна Некрасова, остальные активы предпринимательницы также связаны с производством рыбы.
Кто стоит за рыбой
"ДП" пытался разыскать удачливую бизнесвумен, но в компании ответили, что она отсутствует, а что производит фирма, назвать отказались. На втором месте — получившая 44 места компания "Быстроежка" (бренд "Тили–тесто"), созданная Дмитрием Неведомским, бывшим партнером предпринимателя Павла Альтова, руководившим в середине 2000–х компаниями "Союз", "Лидер" и "Орбита". В то время компании активно получали места под мелкую розницу в центре города.
При этом на условиях анонимности многие участники рынка говорят, что оба новых лидера рынка автолавкок связаны с Павлом Альтовым, ныне генеральным директором завода "Измерон", принадлежащего ХК "Форум". Большинство участников рынка с деятельностью и руководством компании "Танита Фиш" не знакомы.
Получение почти трети рынка новичком называют странным. "Я понятия не имею, кто это, и никогда не видел в городе автолавок с продукцией этой компании", — говорит Юрий Хононов, владелец бренда "Месье Патиссье".
Сам Павел Альтов сказал, что "Танита Фиш" ему не принадлежит, и сообщил, что не будет комментировать анонимные высказывания, но готов ответить тем, кто представится.
"Этот бизнес (автолавки и мелкая розница. — Ред.) занимает не больше 1% моего рабочего времени. Это неинтересный и скандальный рынок. Могу сказать одно: на наших глазах рушится нелегальная высокодоходная система, когда автолавки стояли на неоформленных местах, — рассуждает Павел Альтов. — У нашего НП "Северо–Западный регион" (куда входит "Быстроежка") работали четыре юриста, им трижды отказывали, и эти полученные 44 места — результат их кропотливой и упорной работы. Кому принадлежит "Танита Фиш", будет ли она сдавать места в субаренду или будет торговать своей продукцией сама — покажет время. Меня это не интересует".
Версию о том, что "Танита Фиш" якобы планирует сдавать свои места в субаренду, несмотря на то что законом это запрещено, выдвигают и другие участники рынка. Они поясняют, что ветеранам рынка нужно как–то использовать парк собственных машин, а у новичка, наоборот, вряд ли хватит транспорта на все 55 мест.
Продолжение борьбы
Напомним читателям, что в августе в городе разразился скандал, связанный с порядком подачи заявлений на распределение мест: их принимали в порядке живой очереди. Победили в итоге те, кто успел первым. Практически не получили мест ветераны рынка, торгующие через автолавки по 10 и более лет: ООО "Буше", ООО "Агробалт" ("Месье Патиссье"), "ЛенРегионПродукт", и другие.
Владимир Меньшиков, глава НП "Союз малых предприятий", считает, что сама система распределения мест, где все решает скорость подачи заявки, не подходит для этого рынка. "Справедливые подозрения по итогам раздачи мест возникают: вроде все равны, но некоторые равнее, и они всегда успевают раньше", — говорит эксперт.
Предприниматели, не получившие мест, по–прежнему намерены бороться за свои участки. Например, компания "ЛенРегионПродукт" ранее арендовала 44 места, теперь на две родственные компании: "КимПэк" и "ЛенРегионПродукт" — получено всего два места.
Директор компании "Каскад" Павел Краев рассказывает, что КИО не выдал его компании участков, потому что проверяет, действительно ли компания является производителем. Если за это время участки, на которые "Каскад" подал заявки первым, раздадут другим, компания планирует судиться. "Мы знаем, что большинство мест в итоге принадлежит одному человеку, и я уверен, что скоро это всплывет, но сейчас говорить об этом преждевременно", — говорит Павел Краев.
Спасет ли новая система
В КИО рассказывают, что сейчас на основании решений, принятых с участием производителей, КРППР, аппарата бизнес–омбудсмена, общественных организаций, разрабатываются три альтернативных варианта по изменению действующего порядка распределения мест под автолавки.
Первый вариант: введение процедуры распределения мест по результатам специализированных торгов (только для производителей). Второй — размещение автолавок путем выдачи производителям патента. Третий — сохранение преимущественного права для первого подавшего документы, но это право будет предоставляться тому, кто изначально включал участок в схему.
Как только рабочие проекты будут готовы, они будут вынесены на обсуждение. Стоит заметить, что одновременно в Минпромторге готовится законопроект, по которому размещение автолавок на улицах города могут отдать в управление ГИБДД.
Объем легального рынка петербургской торговли с колес оценивают в 1,4 млрдрублей. При этом участники рынка уверяют, что в несколько раз больше машин работают незаконно, договариваясь с полицией на месте. С учетом теневой части рынок оценивают примерно в 5,2 млрд рублей. Эта сумма может легализоваться, если власти примут проект замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, по которому размещение лавок станет уведомительным. Он планирует исключить лавки на колесах из числа нестационарных торговых объектов и ограничивать их только правилами парковки. Но и эта возможность радует далеко не всех участников рынка: она означает, что конкуренция станет огромной и за прибыльные места развернется война.
Общественники тоже считают предложение непродуманным: они опасаются, что в городе развернется торговля контрафактом, а места будут распределять посредством взяток сотрудникам ГИБДД. Однако некоторые участники рынка ждут принятия закона с нетерпением.