Рекрутеры уверяют, что за год качество кадров на российском рынке труда хоть и не намного, но улучшилось, особенно это заметно по специалистам и кандидатам начального уровня. Тем не менее в сравнении с другими странами ситуация оставляет желать лучшего. Эксперты говорят: причина невысокого качества соискателей кроется в системе профобразования.
Рекрутинговое
агентство
Kelly Services провело ежегодное исследование "Качество кандидатов на российском рынке труда", оценив уровень соискателей в 12 регионах России. Соискателей оценивали по пятибалльной шкале, где 1 — наихудшая оценка, а 5 — это финалист, который, скорее всего, в ближайшее время будет трудоустроен. Традиционно учитывают несколько критериев: уровень образования, специализацию, профессиональный и управленческий опыт, знание иностранных языков, а также соответствие дресс–кода и зарплатных ожиданий кандидата. В итоге россияне, ищущие работу, оценены в среднем на 3,68 балла. В последние годы показатель растет: в 2012 году речь шла о 3,24, в 2013–м — о 3,58, в 2014–м, как и в 2015–м, — о 3,68 балла.
Если сравнить кандидатов по профессиональному уровню, наибольший рост качества произошел среди работников, только начинающих трудовой путь (3,41 по сравнению с 3,13 в 2014 году), и специалистов (3,7 по сравнению с 3,5 в 2014 году — см. "Качество соискателей...").
Марина
Кондратенко
, HR–директор компании "РДТЕХ", рассказывает, что по сравнению с 2005–2007 годами существенно снизилось количество кандидатов, не имеющих опыта работы к окончанию вуза. "Например, я не могу с лету вспомнить ни одного такого резюме за последние полгода", — говорит специалист. Это как раз тот случай, когда квалификация приходит с опытом, а опыт — с практикой.
Адекватно оценивают своею стоимость на рынке труда кандидаты в области медицины, электроники/электротехники, ИТ/телекоммуникаций, фармацевтики, финансовой сферы и туризма. Самое большое количество кандидатов с завышенными зарплатными ожиданиями в строительстве и недвижимости (22% респондентов) и ретейле (21%). Менее притязательны соискатели в секторе гостеприимства (14% имеют заниженные зарплатные требования) и в машиностроении (12%).
Другие миры
Впрочем, пафос по поводу улучшающегося качества россиян как работников несколько снижает сравнение с другими странами. Международная рекрутинговая компания Hays в этом году в 4–й раз исследовала рынки труда 31 государства. Каждая страна получила комплексную оценку от 1 до 10 (менее 5 баллов — относительно благоприятная ситуация на рынке труда, более — скорее неблагоприятная). Среди прочего учитывается соответствие навыков работников потребностям бизнеса.
Оказалось, что в России оценка по этому критерию худшая и к тому же растет: 5,5 в 2015 году против 5,4 в 2014–м. Так, например, в сферах digital и commerce работодателю не хватает знания соискателями CRM и direct marketing, в медицине и фармацевтике — производственной практики, и подобные примеры можно найти в любой сфере. Стоит заметить, что косвенно несоответствие кандидатов запросам работодателей подтверждают и данные Kelly Services: так, уровень работающих кандидатов составляет 3,82 балла, а находящихся в поиске — 3,56.
Опаздывающие
"Действительно, наблюдается тенденция, что бизнесу часто приходится доучивать для себя специалистов, — соглашается с выводами исследователей Елена Орлова, руководитель агентства по подбору персонала Smart HR, консультант по созданию HR–бренда. — Я связываю это с отсутствием качественного профессионального образования. Темп развития бизнеса и технологий намного выше, чем скорость развития соответствующего образования".
На рынке интернет–маркетинга, говорит Алексей Ёжиков, директор по развитию компании Ruward, эти утверждения не просто верны, они еще более усугублены: "Вузы прилично готовят только программистов. Качественные менеджеры, специалисты по рекламе и PR, копирайтеры и другие профессионалы, востребованные рынком, не производятся системой образования вообще". С другой стороны, он отмечает, что с учетом скорости изменений в бизнесе и профессиях это, вероятно, невозможно в принципе.
Именно поэтому компании вынуждены брать образование своих будущих кадров в собственные руки, создавая отдельные курсы и кафедры на профильных факультетах или обучая сотрудников внутри корпорации. За пределами Москвы и Петербурга нехватка специалистов еще сильнее: крупные города "пылесосят" регионы. Это заставляет компании менять сам критерий отбора кандидата.
"Каких бы специалистов сейчас ни поставляли на рынок высшая школа или профтехучилища, все большее значение компании придают не их профессионализму, а личным компетенциям (так называемым soft skills) кандидата: умению работать в команде, гибкости, неконфликтности и повышенной лояльности к работодателю", — говорит Наталья Рушкевич,преподаватель коммуникационных дисциплин Русской школы управления.
В современном мире, где царят глобализация и высокие технологии, от системы образования самым непосредственным образом зависит экономика страны, замечают в своем исследовании специалисты Hays. Чем меньше индекс страны по этому показателю, тем больше вероятность, что образовательная система способна быстро перестроиться и наладить выпуск востребованных в данный момент специалистов. Индекс России — 6,9, тогда как в прошлом году он составил 7,3, а в 2013–м был еще хуже.
Стоит отметить, что в других странах БРИК складывается похожая ситуация (за исключением Индии — 0,3 балла).
На основе этих оценок исследователи делают вывод, что именно гибкость образования оказывается одним из драйверов экономического роста страны. И, судя по этому показателю, России в ближайшее время не светит прорыв. Более того, запрет с 2016 года заемного труда в стране только ухудшит ситуацию с гибкостью рынка труда.