Американский ученый Алекс Данко недавно заявил, что хранение данных перестало быть бизнесом. Между тем глава компании Сергей Белоусов говорит о безусловной перспективности этого рынка. "ДП" выяснял аргументы обеих сторон.
Недавно американский ученый и предприниматель Алекс Данко написал в своем блоге, что "хранение данных само по себе — это уже не бизнес": "Стоимость места на жестком диске в облаке близится к нулю в течение последних нескольких лет за счет роста инфраструктуры Amazon и охвата Google" (Amazon и Google — лидеры по части публичных облаков, то есть предназначенных для использования широкой публикой. — Ред.).
Между тем глава компании Acronis Сергей Белоусов говорит о безусловной перспективности рынка хранения данных. "ДП" выяснял аргументы обеих точек зрения.
Быстрей, еще быстрей
Участники рынка (компании, которые предоставляют облачные хранилища, технологии хранения и т. д.) в целом согласны с заявлением Алекса Данко, но ставят на противоположную чашу весов несколько не менее убедительных доводов.
Во–первых, объемы данных растут стремительнее, чем дешевеет хранение, говорят они.
Во–вторых, к хранилищам предъявляются все большие требования, за которые клиент готов платить (нужны все большие скорости доступа к данным).
В–третьих, сама услуга хранения становится базовой — речь идет о работе с данными, об использовании в облаках самых различных сервисов: видеоконференции, бухгалтерские программы и т. д.
Тенденция к снижению стоимости хранения данных действительно есть, соглашается Алексей Сергеев, заместитель вице–президента по стратегическим продуктам Mail.Ru Group. "Один из ключевых факторов, которые этому способствуют, — увеличение плотности записи в жестких дисках, — объясняет он. — Однако предел развития этой технологии скоро будет достигнут. Таким образом, говорить о возможности значительного снижения стоимости хранения данных и тем более о достижении нулевого значения можно будет только тогда, когда на рынке появится какое–то принципиально новое решение".
"Стоимость хранения единицы данных снижается, но нулем она точно не станет", — говорит Александр Семенов, президент ГК "КОРУС Консалтинг". Другое дело, отмечает он, что хранение данных становится базовой услугой.
"Речь, видимо, идет о грядущей смерти такой услуги, как аренда мощностей в распределенных дата–центрах", — развивает мысль глава компании "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Он подчеркивает, что все более востребованной становится аренда различных сервисов в облаке: это могут быть, например, почтовые службы, пользование "1С Бухгалтерией" или услуги видеоконференции.
"Постоянно растут требования к скорости и качеству доступа к данным, а также к наличию самых разных инструментов работы с ними, — добавляет Алексей Сергеев. — Например, в нашем облаке можно редактировать популярные типы файлов, просматривать видео, не скачивая его на устройство, и т. д. Таким образом, из онлайн–хранилища облако постепенно превращается в многофункциональную рабочую среду".
Тренд не для всех
Так, рост объемов данных сопровождается соответствующим ростом требований для полноценной работы с ними.
Что же касается снижения стоимости хранения, то как раз этот тренд существен не для всех участников рынка.
Однако нужны технологические решения для небольших сервис–провайдеров, не имеющих возможности экономить на масштабах: "Это перспективная область для исследований, в которой еще даже не началась настоящая конкуренция".
Мировой рынок хранения "холодных" данных (то есть тех, которые лежат и активно не используются) оценивается в $42 млрд. Рынок активно изменяемых данных, с которыми идет работа, — $15 млрд. В данном случае оценивается оборудование, которое используется для хранения этих данных.
“
Объемы данных, которые надо хранить, и требования по скорости доступа к ним увеличиваются еще быстрее, чем снижается стоимость хранения данных. Посмотрите вокруг. Мы смотрим фильмы превосходного качества и не задумываемся, что для работы над одним несжатым потоком современного видео требуются системы, обеспечивающие производительность до 1,5 ГБ / с, при производстве одного фильма генерируется до 2ПБ (1 петабайт — 1024 терабайт) данных. В течение 10 лет эти цифры увеличатся минимум в 10 раз. Анализ больших данных, который откроет для нас персональную медицину, эффективные методы борьбы с мошенниками, более точные прогнозы погоды и по–настоящему "умные" города, не сможет обойтись без технологий сверхпроизводительного доступа к этим данным, и эти технологии представляют значительный интерес для инвесторов.
Сергей Платонов
руководитель исследовательской лаборатории RAIDIX