Проблемы "Трансаэро" бьют по небольшим банкам: у БФА "негативный" прогноз по рейтингу

Автор фото: Пресс-служба БФА

Неизбежное банкротство "Трансаэро" может ударить не только по крупнейшим кредиторам авиакомпании, но и по небольшим банкам, опасаются Standard and Poor's. В зависимости от развития ситуации с перевозчиком топ-менеджменту таких банков нужно будет держать руку на пульсе и искать способы рекапитализации. Из-за "Трансаэро" петербургскому БФА сменили прогноз по рейтингу на "негативный", но стабильности банка ситуация не угрожает.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило под наблюдение долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги банка "Балтийское финансовое агентство" (банк "БФА"), которые сейчас находятся на уровне "B/В", в список на пересмотр с "негативным" прогнозом. Кроме того, S&P начало пересмотр рейтинга БФА по национальной шкале "ruBBB+" — также с возможностью снижения.
Аналитики агентства опасаются, что после срыва сделки по покупке "Аэрофлотом" 75% плюс одной акции "Трансаэро" последней грозит "неконтролируемое банкротство", которое может отрицательно сказаться, в частности, на БФА. Таким образом, БФА оказался одним из многочисленных кредиторов проблемного перевозчика. В случае если "Трансаэро" не сможет выплатить свой долг по кредиту, банку придется покрывать убытки за счет собственных средств, что негативно скажется на его показателях взвешенных по риску активов и достаточности капитала.
В банке подтвердили, что БФА является одним из кредиторов авиакомпании "Трансаэро". Таким образом, по информации, которая есть на данный момент, БФА — самый небольшой из кредиторов "Трансаэро". Общий долг "Трансаэро" с учетом лизинговых обязательств составляет 260 млрд рублей. Крупнейшим кредиторам, Сбербанку, ВТБ и Альфа-банку, авиакомпания должна 85 млрд рублей. В пресс-службе БФА сумму задолженности "Трансаэро" по кредиту не назвали, сославшись на то, что банк не обсуждает публично взаимоотношения с клиентами.
В S&P считают, что, если банку придется полностью сформировать резервы под возможные убытки от "Трансаэро", стоимость риска вырастет для него примерно до 5% в 2015 году и это приведет к снижению уровня достаточности капитала, рассчитанной с учетом риска, до 4,7-4,9% — в последующие 12-18 месяцев. При этом аналитики ожидают, что активы банка вырастут на 17-20% в 2016 году, чистая процентная маржа повысится до 3,5-4,5% с прогнозируемых в 2015-м 0,5-0,6%. При этом в S&P подчеркивают, что в случае формирования дополнительных резервов банк не нарушит обязательных нормативов ЦБ: если это придется сделать сейчас, то достаточность капитала БФА останется на уровне выше 12%.
"Банк согласен с оценкой S&P, что ситуация с "Трансаэро" не угрожает стабильности банка. Предпосылки S&P укладываются в рамки среднесрочной стратегии БФА Банка, рассчитанной из консервативных подходов к рискам и учитывающей возможные стрессовые явления", — комментируют в пресс-службе БФА.
Аналитики указывают, что сейчас сложно сказать, как будет развиваться ситуация с "Трансаэро" и как будут реагировать на это банки. В БФА пока не уточняют, будут ли акционеры банка предпринимать какие-либо шаги для рекапитализации банка в случае непредвиденных убытков. "С учетом экономической ситуации в стране в сентябре БФА Банк был докапитализирован для обеспечения стабильности деятельности банка, сохранения средств клиентов и дальнейшего эффективного развития и реализации стратегии банка. Дальнейшие действия будут зависеть от развития событий", — говорят в БФА.
Ранее источники на рынке говорили, что одной из версий внезапного ухода экс-полпреда президента в СЗФО и вице-премьера РФ Ильи Клебанова с должности председателя совета директоров БФА стала как раз ситуация с "Трансаэро". Илья Клебанов и года не пробыл на этой должности. На прошлой неделе на нее вернулась Татьяна Стукань, которая возглавляла совет директоров БФА с сентября 2014 года до прихода в банк Ильи Клебанова в январе этого года.
Планируется, что государство окажет им поддержку, однако решение пока не принято, пул кредиторов не сформирован. Ранее в понедельник, 19 октября, иск о признании банкротом авиакомпании "Трансаэро" подал Сбербанк. Следом за ним аналогичный иск подал Альфа-Банк. В пресс-службе ВТБ сообщили, что банк пока только изучает возможность подачи иска о банкротстве "Трансаэро". "При этом "ВТБ Лизинг" подал иски о взыскании просроченной задолженности авиаперевозчика", — напомнили там. Также на данный момент известно, что компанию кредитовали Газпромбанк и ФК "Открытие".
Ранее ФАС признала, что банкротства "Трансаэро" не избежать. "Мы понимаем, теперь уже разобрались, что никакого перевозчика на базе "Трансаэро" создано не будет", — сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев.