"ДП" поговорил с основателем сгоревшего на Парнасе склада автозапчастей "Евроавто" Игорем Комоловым. Сейчас петербургский бизнесмен, не успевший застраховать здание стоимостью 2 млрд рублей, решает, восстанавливать ли склад на пепелище или искать новое место.
Петербургские предприниматели пренебрегают правилами пожарной безопасности и не страхуют имущество компаний, несмотря на высокие риски.
Сгоревшим в минувшие выходные на Парнасе складом владеет ООО "Инженерная компания" Игоря Комолова. Здание склада было приобретено на аукционе 2 года назад за 660 млн рублей. Строительство нового объекта на этом месте может стоить около 2 млрд рублей, считают эксперты. Кроме недвижимости бизнесмен записал в убыток еще 720 млн рублей — это стоимость товарного запаса автозапчастей холдинга "ЕвроАвто", который также контролирует Игорь Комолов (хотя ранее другие источники называли "ДП" более высокую стоимость товарных запасов — 1,5 млрд рублей).
В сгоревшем складском комплексе общей площадью 36 тыс. м2 холдинг «Евроавто» арендовал лишь 7 тыс. м2, остальное занимали другие арендаторы, торгующие бытовой техникой. Инвестиции в свой склад, а также ущерб, нанесенный пожаром офисным помещениям «Евроавто», которые расположены в соседнем здании, Игорь Комолов не называет.
Беззащитный бизнес
Строить бизнес предприниматель начал с авторазборок (площадки, где автомобили разбирают и продают по запчастям), затем начал торговать неоригинальными запчастями, открывал автосервисы, часть средств инвестировал в коммерческую недвижимость.
С новым складом на Парнасе Игорь Комолов связывал большие надежды по развитию бизнеса «Евроавто». «Мы заметили, что спрос на запчасти в розницу сокращается. Их все больше продается через сервисы. И для того, чтобы организовать оперативную доставку запчастей в сервисы, мы создали новый центральный склад. С его помощью мы рассчитывали повысить скорость доставки запчастей, снизить затраты на их транспортировку в сервисы», — объясняет он.
Теперь предприниматель не знает, что делать: то ли восстанавливать склад на пепелище, то ли искать новое место.
Удивительно, что склад не был оснащен системой пожаротушения, хотя само здание было построено в 1983 году. «Водопроводные трубы там есть. Но зимой в помещении достаточно прохладно, вода замерзала, поэтому часть труб была демонтирована, и система не работала. Мы собирались создать новую систему пожаротушения, подвели газ, чтобы отапливать помещение», — рассказывает Игорь Комолов.
Более того, сгоревшее имущество предприниматель не застраховал. «Мы как–то раньше не страховались», — объясняет погорелец.
Страхование по нужде
Не страховать склады и хранящееся на них имущество — типичная для российского бизнеса ситуация, уверяют страховщики. «Могу навскидку вспомнить десяток компаний, которые готовы страховать более очевидные риски, например грузоперевозок, но при этом абсолютно уверены, что складам ничто не угрожает. Ссылаются на правильную организацию бизнес–процессов, пожарную сигнализацию, охрану — однако все это способно только снизить риск, но никак не исключить страховое событие», — говорит Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо–Западного дивизиона «Ренессанс страхования».
По словам Александра Семенова, директора департамента корпоративных продаж в регионах «АльфаСтрахования», в большинстве случаев страхуется дорогостоящее имущество в залоге у банка.
Страхуем не всех
Страховщики уверены, что подобные резонансные истории, когда сгорают крупные объекты недвижимости, только повышают спрос на страховую защиту.
Однако предложение сокращается: все меньше остается на рынке страховщиков, готовых взять на себя риски гибели имущества юридических лиц, так как таких событий в последние годы становится все больше, и убытки страховых компаний стремительно нарастают.
Чтобы хоть как–то минимизировать риски, страховщики повышают требования к объектам страхования. Например, сегодня застраховать склад без автоматической системы пожаротушения практически невозможно.
На собственном опыте
У владельцев коммерческой недвижимости, однажды столкнувшихся с пожаром, теперь даже не возникает сомнений по поводу необходимости приобретения страховки.
«Мы страхуем все свои комплексы — и складские, и торговые. В нашей практике был случай, связанный с пожаром. В 2014 году горел ТК «Аэродром» рядом со станцией метро «Пионерская». Однако он был застрахован, поэтому мы не сильно пострадали», — говорит Дилявер Меметов, председатель совета директоров УК «Адамант».
По словам Александра Ольховского, вице–президента компании «ВТБ–Девелопмент», для владельцев индустриально–складской недвижимости страхование — это обязательное условие. Арендаторы складов тоже почти всегда страхуются. Это зависит от масштабов компании. «В нашем индустриальном парке Марьино резиденты такого высокого уровня, что они страхуют не только свои объекты недвижимости и товарные запасы, но и строительно–монтажные риски», — говорит эксперт.