Юлиана Чичирова (30 лет) так увлеклась здоровым питанием и натуральными продуктами, что смогла на энтузиазме, без опыта и больших вложений, создать бизнес с оборотом 12 млн рублей в год. Ее компания "ЭкоГармония" продает 3,5 тыс. видов экотоваров — это почти все, что мы используем каждый день.
На завтрак владелица компании "ЭкоГармония" ест полбу с маслом гхи. Это дикая разновидность пшеницы, приправленная многократно топленным сливочным маслом. Днем она пользуется увлажняющим кремом с экстрактом язвенника целебного, а вечером моет дом чистящими средствами с пробиотиками. Юлиана из тех людей, кто сортирует мусор, сдает батарейки и лампочки в утилизацию, а старую одежду — в переработку. В общем, фанат правильного питания и экологичности во всем.
Девушка увлеклась всем этим в 2009 году. А в 2012 году ушла из ресторанной группы "Васаби", в которой проработала почти 10 лет, чтобы заняться собственным бизнесом. Юлиана решила продвигать идею экотоваров в массы, снабжая всем необходимым поклонников натурального питания.
Есть, краситься, чистить
Магазин натуральных продуктов "ЭкоГармония" открылся в марте 2013 года. Вложения составили 1,5 млн рублей (собственные средства). На эти деньги получилось сделать немало: арендовать помещение в спальном районе города, сделать сайт, он же интернет–магазин, купить рекламу для его продвижения и необходимый минимум товаров.
Через 2 года работы, то есть в 2014–м, годовой оборот компании составил 12 млн рублей. Изначально магазин продавал только продукты и косметику, а сейчас стал настоящим супермаркетом, в терминологии Юлианы — биомаркетом. Это значит, что хозяйка, зайдя в магазин, может купить не только еду, но и все необходимое для семьи и дома.
"ЭкоГармония" продает 3,5 тыс. товаров. Основной доход, до 50%, приносят продукты питания, по 20% дохода приходится на косметику и бытовые средства. Остальное — товары для домашних питомцев, для здоровья, подарки и т. д.
Около трети всех заказываемых у "ЭкоГармонии" продуктов — товары семи фермерских хозяйств Ленобласти. Магазин работает в Петербурге, но доставляет продукты также по Ленобласти и в Москву — есть собственная курьерская служба.
Все держитсяна женщинах
Целевая аудитория "ЭкоГармонии" — женщины 25–45 лет.
В 2015 году, по словам Юлианы, ее бизнес не просел — уже сейчас можно сказать, что к концу года оборот будет не меньше прошлогоднего показателя. Пусть кризис не ударил по выручке, зато изменилась работа с поставщиками, пришлось делать акцент на крупы и косметику российского производства, которые стали выгодными и востребованными. После черного вторника в декабре 2014–го упал спрос на европейские товары. И все равно 30% натуральных продуктов питания, которые продает компания Юлианы, как раз европейские: это крупы (кускус и киноа), масла, оливки, шоколад, томатная паста и т. д.
По данным Союза органического земледелия, 21% россиян покупают экопродукты. Большая часть таких товаров, особенно продукты питания, иностранного происхождения (около 80%), хотя с санкциями и трендом на импортозамещение доля отечественных производителей стала постепенно расти. Около 70% экопродуктов продается в РФ через интернет–магазины. Объем торговли экопродуктами в РФ в 2014 году составил около 150 млрд рублей.
К 2020 году российский рынок экопродуктов может вырасти до 300–400 млрд рублей. Мировой — до $200–250 млрд. Отечественной продукции на нем не много — для выхода за рубеж нужно пройти сертификацию. Пока сертифицированных производителей экопродуктов в России чуть больше сотни.
"Спрос на качественную фермерскую продукцию растет, — отмечает Алена Гилилова, совладелец сети магазинов натуральных продуктов "Гирлянда". — За 9 месяцев 2015 года средний чек вырос на 6%, товарооборот увеличился примерно на 10%". И все–таки с сентября, по словам Алены Гилиловой, "Гирлянда" стала развивать ассортимент товаров, сравнительно более доступных по цене.Специалист по развитию компании "Лосево" Валерия Иванова объясняет, что на рынке натуральных продуктов периодически появляются новые игроки, но остаться на полках магазинов получаеттся лишь у немногих:"Проводя анализ магазинов, в которых мы представлены,мы видим, как появляются новые бренды, которые через какое-то время исчезают бесследно. Это объясняется тем, что производители, чтобы иметь достойный заработок, ставят высокие цены, но потребитель не готов дорого платить за неизвестный продукт".