Ужесточение санкций против российских банков может вызвать новую волну интереса западных инвесторов. Еврокомиссия, запретившая своим банкам расхваливать бумаги госбанков РФ, делает им рекламу, хоть и недолгую. Но крупные инвесторы изменений не заметят.
Обнародованное уточнение Еврокомиссии к санкциям против российских банков приравнивает аналитические материалы об их акциях к консультационным услугам. Несмотря на то что исследования формально нельзя назвать консультацией, они вполне могут сойти за советы о покупке, говорится в пояснении ЕК.
Европейские санкции, под которые в прошлом году попали Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВЭБ, запрещают банкам Европы кредитовать их дольше чем на 30 дней. Однако их акции и рублевые облигации по-прежнему пользуются неплохим спросом среди западных инвесторов. Игру на российском рынке западные инвесторы начинают именно с бумаг Сбербанка. Дело и в больших объемах, и в ликвидности.
Нарастающий интерес к российскому рынку лишний раз демонстрирует недавний приток средств в фонды, инвестирующие в российские ценные бумаги. По данным EPFR, с 1 по 7 октября он составил $100,5 млн, через неделю — еще $34. Впрочем, с начала года утекло с него более $1,1 млрд. Затруднить привлечение капитала с западных рынков — основная идея санкций — на деле оказалось немного сложнее. Поток в ценные бумаги по объемам не сравнить с досанкционным кредитным, но тем не менее.
В итоге банкам Европы просто запретили рассказывать об акциях своих российских коллег. Суть в том, что крупные банки, дающие клиентам выход на фондовый и долговой рынки, стараются объяснять им, что там, собственно, происходит. Те же Сбербанк и Газпромбанк ежедневно рассылают клиентам обзоры рынков с рекомендациями о покупке/продаже в зависимости от обстоятельств.
Такая тактика уменьшит количество инвестиционных домов, "покрывающих" Сбербанк и ВТБ, что, конечно, негативно отразится на интересе иностранцев к этим бумагам, говорит аналитик RMG Securities Василий Сапожников. Если не проделать за инвестора черновую работу на понятном для него языке, не объяснить ему, как именно устроен бизнес той или иной компании, то он, скорее всего, не станет тратить время, говорит аналитик. По крайней мере, пока доход не начнет превышать подобные издержки.
Решение Еврокомиссии не окажет значимого влияния на популярность ценных бумаг Сбербанка и ВТБ, поскольку в таких делах правят бал институциональные инвесторы, считает доцент департамента финансов НИУ ВШЭ в Петербурге Сергей Мотуз. "Они прекрасно знают, что это за бумаги и какая им цена, в крупных инвестиционных домах сидят собственные отраслевые аналитики. Представить, скажем, простого немца или британца, который сейчас хочет купить акции Сбербанка, тяжело. То, что им завтра перестанут о них рассказывать, вряд ли существенно на что-то повлияет", — говорит экономист.
Речь идет о запрете на аналитическое покрытие бумаг санкционных банков, выпущенных после 1 августа 2014 года, что странно, хоть и формальная логика в этом есть, говорит аналитик UFS IC Петр Дашкевич.
"Не думаю, что здесь есть какой-то направленный злой умысел, учитывая, что это 41 из 41 разъяснения, по факту решение не касается ни одного реального выпуска, поскольку на акции банков распространяться не должно, размещения, которые делали за это время, носили закрытый характер", — говорит эксперт. Такая же позиция изложена в заявлении ВТБ: фактически уточнение не затрагивает банк, поскольку после введения санкций размещались лишь нерыночные "префы" в пользу государства.
Если бы этот запрет касался уже выпущенных бумаг, в частности акций Сбербанка и ВТБ, это было бы неприятно, поскольку довольно широкий круг инвесторов, включая российских и находящихся в странах, не поддерживающих санкции, ориентируется на аналитику ведущих инвестиционных домов.
Новость об ужесточении санкций может привлечь внимание к российским ценным бумагам, считает аналитик Exness Сергей Кочергин. Европа таким решением косвенно подчеркивает привлекательность акций. Первая десятка российских банков, среди которых санкционные, в III квартале показала сокращение убытков, а у некоторых даже выросла прибыль.
"В следующем году, учитывая, что цены на нефть вряд ли уйдут ниже $50, а ЦБ с 1 января смягчит требования по банковскому капиталу, у них все будет хорошо, — говорит аналитик. — Российские акции по соотношению цена/прибыль сейчас недооценены, поэтому запреты на аналитику — это несерьезно".
В случае отмены санкций, которой в Exness ждут в следующем году, именно бумаги российского банковского сектора пойдут вверх. Рост могут усилить поднимающиеся цены на нефть, поскольку госбанки кредитуют крупных экспортеров.
Не так оптимистичен директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев. По его словам, в первую очередь пострадают западные инвесторы. Некоторые из них могут начать избавляться от акций и депозитарных расписок Сбербанка и ВТБ. Новость уже сегодня может обернуться локальным негативом для бумаг, пишет аналитик. Акции Сбербанка на Московской бирже сегодня к 17:30 падали в моменте на 0,43%, акции ВТБ, наоборот, росли на 0,20%, что, в общем, несущественно. Индекс ММВ в это время рос на 0,08% с открытия.