Сегодня компания "Трансаэро" прекратила полеты и подает на собственное банкротство. "ДП" вспомнил историю второго авиаперевозчика страны, которой был предрешен столь печальный конец.
Этот понедельник можно считать днем окончательной гибели компании "Трансаэро". В полночь 26 октября у перевозчика прекратил действие сертификат эксплуатанта, а ранее Росавиация объявила, что аннулирует этот документ. Самолеты "Трансаэро" больше не поднимутся в небо.
Созданная в 1990-м "Трансаэро" стала первой частной авиакомпанией в России. Она была основана в 1990 году Александром Плешаковым — сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Компания начинала с чартерных перевозок на самолетах "Аэрофлота". Официальным днем рождения компании стало 5 ноября 1991 года: в этот день "Трансаэро" совершила свой первый полет — чартерный рейс по маршруту Москва — Тель-Авив — Москва. Самолет был арендованный, но летал уже под собственным кодом компании UN.
В 1992 году авиакомпания приобрела первый собственный самолет "Ил-86" и запустила свой первый регулярный рейс Москва — Норильск. На фото — члены экипажа перед полетом (слева направо): шеф-пилот авиакомпании Б. Логин, бортинженер Г. Столяров, штурман В. Калинин и командир корабля Я. Шраге.
Именно "Трансаэро" первой в российской гражданской авиации стала закупать самолеты иностранного производства и оснастила ими свой парк. С 1993 года компания наладила регулярные пассажирские перевозки на внутрироссийских и зарубежных маршрутах. В этом же году авиакомпания запускает первые регулярные международные рейсы Москва — Киев, Москва — Алма-Ата, Москва — Тель-Авив. На фото — Boeing 737, который с 1996 года 3 раза в неделю совершал перелеты по маршруту Москва — Кишинев — Москва.
В 1993-м "Трансаэро" становится первой из российских авиакомпаний, предлагающей услуги бизнес-класса на внутренних рейсах. На фото — служащие авиакомпании "Трансаэро" приглашают в полет.
Александр Плешаков — с момента основания компании и до 2015 года работал в компании. За время существования "Трансаэро" он занимал должности президента, гендиректора, председателя совета директоров компании. До основания компании он работал конструктором на Московском машиностроительном заводе "Скорость" и был экспертом Международного коммерческого управления Министерства гражданской авиации СССР.
В мае 2001 года гендиректором компании стала жена Александра Плешакова Ольга. Она стала первой женщиной в истории России, возглавившей авиакомпанию. Выпускница МАИ и кандидат технических наук, она пришла в компанию мужа еще в 1992 году, начинала с должности старшего эксперта отдела технологий. На двоих Александру и Ольге Плешаковым принадлежало 36,6% компании, еще 3% были у матери Александра Татьяны Анодиной.
В 2005 году "Трансаэро" становится первым и единственным оператором пассажирских самолетов Boeing 747 в России, СНГ и Восточной Европе. Парк авиакомпании состоял из 106 авиалайнеров, в который входили самолеты Boeing 777, Boeing 747, Boeing 767, Boeing 737, Airbus A321, "Ту-214" и два грузовых "Ту-204С". В 2006 году компания перерегистрировалась в Петербурге.
В 2009 году "Трансаэро" первой из российских авиакомпаний начинает предоставлять услуги первого класса на внутрироссийских маршрутах и входит в десятку крупнейших мировых авиаперевозчиков на маршрутах туризма и отдыха.
С 2010 году "Трансаэро" на пике успеха. В этом году она открывает более 20 новых направлений регулярных полетов, среди них рейсы Москва — Пекин, Москва — Нью-Йорк, Москва — Майами. В 2011 году прибыль компании увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с 2010 годом — до 1,83 млрд рублей, а в 2012-м продолжает расти темпами, превышающими средние показатели роста по отрасли в России. За 10 лет с 2002 по 2012 год пассажиропоток авиакомпании увеличился в 41 раз, число перевезенных пассажиров выросло в 27 раз, до 10,3 млн, флот авиакомпании увеличился более чем в 8 раз. В 2012 году Ольгу Плешакову признают самой влиятельной женщиной в российском бизнесе, а "Трансаэро" первой из российских авиакомпаний получает премию World Airline Awards, учрежденную агентством Skytrax, в глобальной номинации "Авиакомпания мира, добившаяся наибольшего прогресса". В 2013 году чистая прибыль компании составила 788,38 млн рублей,
В 2014 году прозвенел первый тревожный звонок: компания начала испытывать первые финансовые трудности на фоне сильного снижения пассажиропотока, к которому привел зарождающийся финансовый кризис. В конце декабря "Трансаэро" получила госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей. Компания отказалась от стимулирующих выплат топ-менеджменту и совету директоров, однако это не помогло: в I квартале 2015 года чистый убыток составил 5,742 млрд рублей. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович по поводу помощи перевозчику заявлял, что непростое финансовое положение компании и "отсутствие четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" ставят под вопрос дальнейшие кредиты.
Несмотря на серьезные проблемы, в мае этого года компания смогла провести рестайлинг и представила обновленный фирменный стиль, его разработку оценивали в $10 млн, хотя компания эту цифру отрицала. Однако компании становилось все хуже и хуже. К июню 2015 года кредиторская задолженность превысила 61 млрд рублей. В начале августа "Трансаэро" разместила на своем сайте новые "выгодные ценовые предложения" на рейсы по 58 направлениям, цены на которые были на 10% ниже, чем у конкурентов, после чего "Аэрофлот" обвинил "Трансаэро" в демпинге за счет кредита на 9 млрд рублей, полученного в ВТБ под госгарантии в конце 2014 года. "Трансаэро" получила 9 млрд рублей уже и стоит в очереди на сумму от 40 млрд до 70 млрд рублей госгарантий. Куда они потратили 9 млрд? На демпинг", — заявлял гендиректор "Аэрофлота".
Из-за тяжелого финансового положения 1 сентября на совещании у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова была одобрена покупка "Аэрофлотом" 75% и одной акции "Трансаэро". В начале сентября Ольга Плешакова, как и ее муж, сложила с себя полномочия гендиректора "Трансаэро". Компания перешла под операционное управление "Аэрофлота", и уже был даже назначен новый генеральный директор — Дмитрий Ерзакович, который работал заместителем генерального директора авиакомпании и руководил департаментом по производству ОАО "АК "Трансаэро". Сохранять бренд "Трансаэро" не планировалось, однако "Аэрофлот" заявил, что не будет проводить массовые увольнения сотрудников приобретенной компании.
Однако до конца сентября акционеры не смогли собрать требуемый пакет, а кредиторы не договорились о реструктуризации долгов. В середине октября спасти компанию попытались часть кредиторов "Трансаэро" и акционер авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев, согласовавший выкуп контрольного пакета "Трансаэро" у Александра Плешакова. Однако в результате 26 октября Росавиация и Минтранс аннулировали сертификат эксплуатанта авиакомпании.
В итоге с сегодняшнего дня "Трансаэро" перестала летать. В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц появилось сообщение от лица гендиректора Дмитрия Сапрыкина о том, что "Трансаэро" планирует подать заявление в суд о собственном банкротстве. Ранее два крупных кредитора "Трансаэро", Сбербанк и Альфа-Банк, подали аналогичные заявления о банкротстве перевозчика.