Для всех начинающих и отважных предпринимателей мы составили список самых неразумных трат стартапов. Советуем внимательно прочитать и никогда так не делать.
Мы почти уверены, что после нашего вчерашнего текста про странный бизнес, который работает несмотря ни на что, вы вдохновились в полной мере и уже готовы покинуть свое теплое офисное кресло и основать какой-нибудь стартап. Рады, что вы впечатлились, но прежде чем принимать кардинальные решения, прочитайте, точно ли вам нужно свое дело. Ну а если вы твердо решили, что нужно и прямо сейчас, то мы вам расскажем о самых губительных тратах новоиспеченных компаний.
Преждевременный прием
Проблема многих стартапов в том,что их владельцам кажется, что главное — максимально быстро начать что-то делать и что-то продавать. Одержимые этим желанием, они пытаются в кратчайшие сроки набрать персонал, который вот уже чуть ли не завтра приступит к работе. О том, кого нужно набирать, особо не думают, да и четкое распределение обязанностей оставляют на потом. Так неизбежно появляется избыток сотрудников в одних отделах и недостаток других. Например, если нанять целое стадо продажников (обычно так и поступают молодые стартаперы) и забыть про маркетологов, то можно выпустить и долго (и безуспешно) продавать продукт, который вообще не нужен потребителям.
Тяжелая ноша
Среди нанятых на скорую руку работников часто оказывается много друзей, знакомых и просто хороших людей, совершенно не способных принести хоть какую-то пользу. Довершают дело царящая во многих новых компаниях атмосфера неформальности и дружелюбия и отсутствие четкой системы оценки эффективности. В итоге в штате оказывается множество ненужных кадров, которые не являются профессионалами, работают плохо или вообще просто притворяются, что работают. Увольнять их поначалу как-то неловко, да и оценивать, что работники из них так себе, никто не берется. Благодаря всему этому компания несколько месяцев оплачивает работу неэффективных кадров и спонсирует бездельников.
Сотрудничество без раздумий
Проблемы с партнерами примерно такие же, как и с кадрами. Руководствуясь желанием побыстрее запустить рабочий процесс, стартаперы часто невнимательно относятся к поиску партнеров. Так, среди поставщиков может оказаться крупная и надежная компания с завышенными ценниками или тоже опять же стартап, который не сможет вовремя выполнить взятые на себя обязательства. Конечно, и то и другое не сулит ничего хорошего в финансовом плане.
Неверный расчет
Разумеется, любая компания стремится к получению прибыли. Но пути у всех разные. Часто, когда компания думает, что работает в ноль или даже в минус для того, чтоб обеспечить себе базу клиентов, она просто спонсирует потребителей, которые забудут о лояльности, как только повысятся цены. В общем, вариант “мы сейчас поработаем в убыток, а потом, когда начнем получать прибыль, как-нибудь разберемся” — пожалуй, худшее, что можно придумать, тем не менее многие почему-то предпочитают именно его. Если по какой-то причине вы самостоятельно не может просчитать, оправдаются ли ваши затраты — ищите того, кто сможет, или вообще отказывайтесь от идеи ведения бизнеса.
Любой из перечисленных вариантов может создать массу проблем начинающей компании, а их сочетание и вовсе может обернуться крахом. Так что подумайте еще раз, нужен ли вам свой бизнес, и вот еще на всякий случай прочитайте про краудфандинг, чтобы было что тратить