Несмотря на попытки властей навсегда запретить Хэллоуин и прочие западные праздники, они по-прежнему пользуются в России большей популярностью, чем национальные. Во многом из-за того, что последние неинтересны для бизнеса.
На прошлой неделе глава Крыма Сергей Аксенов выступил против празднования чуждого русской культуре Хэллоуина в школах, назвав его средством культурной колонизации. Позже с инициативой навсегда запретить проведение этого праздника в Петербурге в память о погибших в авиакатастрофе над Синаем и жертвах политических репрессий выступил депутат Госдумы Олег Нилов. Несмотря на неодобрение, запреты и даже траур, праздник все равно широко отмечался в российских клубах, барах и ресторанах. А вот День народного единства, который страна с 2005 года отмечает 4 ноября, скорее всего, будет праздноваться с меньшим энтузиазмом.
Недавние попытки власти устранить из общественного сознания чуждые, по их мнению, русской культуре западные праздники — уже не первые. Попытки изжить, например, День святого Валентина, заменив его на отечественный, более целомудренный аналог — День семьи, любви и верности — предпринимаются уже давно. Правда, не совсем понятно, как может быть чуждым культуре то, что в нее так плотно влилось. А западные праздники пока почему-то приживаются в российской действительности быстрее, чем родные.
Бюрократические забавы
Большинство из недавно появившихся российских праздников можно назвать бюрократическими инициативами, объясняет социолог, научный руководитель Агентства социальной информации, Роман Могилевский. Идея их празднования предложена властью и отвечает вполне определенным целям: например, укрепить патриотизм и национальный дух. Ничего плохого в таких инициативах нет, и подобные праздники имеют все шансы неплохо прижиться, правда, только по прошествии времени, иногда очень длительного времени, после того как народ оценит важность предложенных инициатив и примет введенные праздники.
Что касается праздников иностранных, то те немногие из них, которым удалось перекочевать в российскую действительность, не несут исторической, моральной или еще какой-то ценности. Они рассматриваются с точки зрения приятности, как аттракцион, забава. А любую забаву народ быстро принимает.
Наблюдая заинтересованность населения, предприниматели достаточно быстро оценивают финансовый потенциал праздника. Например, Хэллоуин — это бренд, который можно так или иначе монетизировать. Если не заработать на продаже нарядов ведьм и не увеличить выручку ресторана или бара за счет проведения специальных мероприятий, то как минимум повысить лояльность посетителей, порадовав их тематическим оформлением. То же самое с Днем святого Валентина, тут простор для коммерческой деятельности, пожалуй, еще шире: можно продавать сердца, конфеты, завесить всю витрину розовыми купидонами или устроить шоу с шуточными бракосочетанием клиентов.
На фото: Флешмоб "Танцуй, триколор!", посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации, на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Эти непонятные русские...
С национальными праздниками сложнее. Во-первых, до конца непонятно, как к ним относится общественность, а значит, тратить деньги на тематическое оформление — это риск. И это не главная трудность. Главная — в том, что никто не понимает, что именно предложить клиентам по случаю национальных праздников и как вообще их полагается отмечать.
Действительно, всем, кто собрался отметить Хэллоуин, ясно, что нужно нарядиться в какую-нибудь нечисть, на худой конец в монашку или медсестру, и вырезать злобную рожицу из тыквы. На День святого Валентина нужно дарить валентинки, плюшевых медведей, обклеивать все вокруг розовыми или красными сердцами. С этим ясно. Что нужно делать в День народного единства? Наверное, вооружившись флагом России, любыми доступными способами демонстрировать накопившийся патриотизм. Допустим. Но в принципе все то же самое, видимо, нужно делать и в День России. Как вести себя в День семьи, любви и верности, и вовсе непонятно. Правда, 17% россиян, по данным опросов "Левада-центра", все-таки знает об этом празднике и даже каким-то образом отмечает его. Но западный аналог, День святого Валентина, по-прежнему популярнее, его отмечают 37% жителей России.
Александра Гусева, директор по развитию сети магазинов "Веселая Затея", касаясь темы зарубежных праздников, объясняет, что там хорошо продумана механика проведения: все понимают, куда идти, что делать, какие подарки преподносить. Что касается праздников российских, то зачастую люди, имеющие потребность и признающие тот или иной праздник, не понимают, как им выразить свое отношение, свои эмоции.
Также Александра Гусева признается, что была бы рада продвигать идею Дня семьи, любви и верности, но не понимает, как именно. У праздника нет ни особых традиций, ни официального символа, и совершенно непонятно, что предлагать людям.
"День народного единства утвержден с 2005 года — достаточно новый праздник, хотя его история значительно старше. А празднование его имеет крупные городские масштабы. Каждый год администрации районов города устраивают для жителей красочные уличные гулянья, а БКЗ в неделю принимает тысячи гостей. Это серьезная дата. Сравнивать ее с Днем святого Валентина, конечно, не стоит. Последний все-таки относится к сфере развлечений. И пришел, как известно, из Америки, где умеют мастерски пиарить простые и всем понятные вещи. Конечно, если бы деятели развлекательной индустрии проводили совместные мероприятия с организациями общегородского масштаба, при разработанной единой концепции популярность российских праздников могла бы возрасти, что положительно бы отразилось на патриотических настроениях города, а возможно, и страны", — сообщают в ресторане "Пури".