12:3117 ноября 201512:31
5066просмотров
12:3117 ноября 2015
Учредитель "Другого хостела" Антон Никогосьянц рассказал "ДП" о том, как за пять шагов открыть в Петербурге мини-отель с оборотом 7-8 млн рублей, вложив 800 тыс. рублей.
Предприниматель
Антон Никогосьянц, много лет проработав в разных сферах бизнеса, вышел на новый для себя гостиничный рынок.
Сделав ставку на расположение в отдельном здании, он через 4 года довел годовую выручку "Другого хостела" до 10 млн рублей.
1. Оформление юрлица
Большинство хостельеров сразу регистрируют ООО — так удобнее работать с крупными фирмами и открывать новые точки. Услуги регистрации стоят 4 тыс. рублей, госпошлина — 4 тыс., юридический адрес с почтой — 6 тыс. рублей, открытие р/с — 2,5 тыс. Уставный капитал — 10 тыс. рублей.
Стоимость: 34 тыс. рублей; срок выполнения: 17 дней
2. Аренда и ремонт
Аренда в центре города во дворе может обойтись в 250 тыс. рублей. Менее рискованно открываться в коммерческом помещении. При ремонте стоит потратиться на специальную мебель, она долговечнее, хотя и дороже. Например, кровать–кабинка для многоместного номера — «дорма» — стоит 30–40 тыс. рублей, обычная двухъярусная — 10 тыс.
Стоимость: 0,5–1 млн рублей; срок выполнения: 20–30 дней
3. Подбор персонала
На начальном этапе хостелу необходим управляющий (в малом бизнесе чаще всего это сам учредитель), как минимум два администратора для посменной работы, горничная, бухгалтер (можно вне штата).
Зарплатный фонд с учетом налогов в первый месяц может составить 180–200 тыс. рублей.
Стоимость: 200 тыс. рублей; срок выполнения: 7 дней
4. Регистрация в ФМС и бронирование
Программа для регистрации в ФМС стоит 13 тыс. рублей, ключ к ней — 2 тыс. рублей, ежегодная оплата — 15 тыс. рублей.
Системы бронирования (booking.com, trivago.ru и другие) обычно подключают бесплатно, их комиссия составляет около 15–20% от стоимости номера.
Стоимость: 15 тыс. рублей; срок выполнения: 2 дня
5. Сайт и продвижение
Основные способы продвижения — соцсети, реклама в поисковиках, работа с сайтами бронирования. Собственный сайт стоит от 10 тыс. рублей, логотип и дизайн — от 30 тыс. рублей. Главная реклама — отзывы, и можно предлагать клиентам бонусы за их написание.
Стоимость: 40 тыс. рублей; срок выполнения: 10 дней
Сколько стоит хостел
Минимальные затраты на открытие хостела составляют 800 тыс. рублей, большая часть уходит на ремонт и аренду.
Рентабельность бизнеса может составить до 25%. Выручка в первые год–два работы, скорее всего, будет невысокой — нужно время, чтобы приобрести репутацию и постоянных клиентов. Срок окупаемости — 2–3 года. Выручка хостела на 30 мест может составить до 7–8 млн рублей в год.
Неквартирный хостел
"В 2011 году знакомая предложила мне открыть хостел. Понимания, что и как должно быть сделано, как это работает, практически не было", — вспоминает учредитель ООО "Другой хостел" Антон Никогосьянц. Опыт в бизнесе у него уже был — с начала 1990–х годов предприниматель успел поработать в производстве металлоконструкций, продажах оргтехники, строительстве и др., но гостиничное направление было для него в новинку.
Плюсы отдельности
Стартовый капитал — 5 млн рублей — доходы от предыдущих бизнесов предпринимателя. Большая часть вложений пошла на ремонт и оборудование помещения, продвижение. Кроме того, в первые месяцы прибыли не было, и текущие расходы в это время также приходилось покрывать из запасов. Но со временем результаты начали радовать: например, в 2012 году, по данным СПАРК, при выручке 3,7 млн рублей чистая прибыль компании составила 119 тыс. рублей. А в 2013 году — уже почти 900 тыс. рублей при выручке 4,9 млн рублей. Первоначальные вложения окупились за 3 года, а сейчас годовая выручка компании — около 10 млн рублей. В компании работают шесть сотрудников — управляющая, два администратора, уборщица, завхоз и бухгалтер. Владелец добавляет, что маржинальность этого бизнеса — около 25%, но, если в хостеле меньше 30 мест, заработать будет сложно.
"Я хотел, чтобы это было не похоже на расселенную коммуналку с рядами кроватей–нар — таких хостелов в Петербурге немало, — говорит Антон Никогосьянц. — Поэтому мы арендовали отдельное здание на Лиговском пр. площадью 470 м2 (50 мест)". Таких хостелов в Петербурге всего около десятка из 300, остальные расположены в жилых или коммерческих помещениях домов. Отдельность, кроме отсутствия соседей, дает и еще одно преимущество: руководство компании может не беспокоиться о возможном запрете размещения хостелов в квартирах.
"Оказалось, что главные сложности в гостиничном бизнесе точно такие же, как и в любом другом, — это необходимость четкого планирования и скорость реакции на изменения рынка, — говорит Антон Никогосьянц. — Например, в этом сезоне нам пришлось сделать более гибкой систему скидок".
Замусоренный рынок
В Петербурге работают более 300 хостелов, годовой объем рынка оценивается примерно в 800 млн рублей. Рынок мини–отелей участники оценивают в 4 млрд рублей.
Совладелица "
Тайга хостела
" Алена Енова рассказывает, что рынок сейчас замусорен: многие хостельеры демпингуют, не делая никаких расчетов. Например, в Петербурге есть участники рынка, которые предлагают номера за 150–200 рублей в сутки, притом что одна только регистрация клиента в ФМС стоит от 100 рублей. И, оплатив остальные текущие расходы, предприниматель неизбежно останется в минусе, хотя потенциально этот бизнес высокомаржинальный.
Затрат у отельеров немало — начиная от коммунальных услуг, аренды, зарплат сотрудников, чая, кофе, завтраков и Интернета для постояльцев, обслуживания программы регистрации в ФМС, комиссии системам бронирования и заканчивая побитой посудой.
"Основной фактор ценообразования — аренда, — продолжает Алена Енова. — В итоге прибыльность хостела с видом на Дворцовую пл. может оказаться такой же, как и в спальном районе: арендная ставка компенсирует наценку".