Петербург по-прежнему в лидерах по спаду экономики на Северо-Западе, однако в октябре промышленность города развернулась в сторону роста. "ДП" разобрался, за счет чего можно спасти промышленность Петербурга и что тянет ее вниз.
За период с января по октябрь индекс промышленного производства Петербурга упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,3%, свидетельствуют данные "Петростата".
Несмотря на то что Петербург по-прежнему находится в лидерах по спаду промышленного производства на Северо-Западе, октябрь оказался удачным месяцем для промышленности: отставание по этому показателю от прошлого года сократилось с 8,9% до 8,3%.
По итогам прошлого года этот индекс просел по отношению к 2013-му на 8,2%, так что промышленное производство Петербурга наметило положительную тенденцию возвращения к показателям прошлого года. В то же время по сравнению с Ленинградской областью город все еще значительно отстает по темпам.
Источник: Данные Петростата
Подающие надежды
При этом, согласно статистике, падение городской промышленности притормозилось за счет обрабатывающих производств. Сильнее всего выросло производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (производство вычислительной техники, компьютеров, электродвигателей, трансформаторов и т. п.): оно сократило отставание от прошлого года на 6% за месяц, почти на 2% сократил отставание петербургский автопром, на 1,5% ускорилось химическое производство, на 1% ускорило рост металлургическое производство.
Немногими отраслями, которые показывают рост вместо упадка по сравнению с прошлым годом, остаются металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство резиновых и пластмассовых изделий.
Рост петербургской металлургии обусловлен ее ориентированностью на узкие сегменты рынка, которые получили поддержку от государства, к примеру оборонная промышленность или сельскохозяйственное машиностроение, объясняет представитель Кировского завода. Дочерняя "Петросталь" смогла увеличить объемы выпуска металлопроката в этом году благодаря росту экспорта: иностранные компании были заинтересованы в продукции российского производителя в связи с курсом валют. "Доля экспорта в 2015 году для "Петростали" в среднем может быть около 60%. По итогам 2014 года она составляла 40-50%", — говорят в пресс-службе Кировского завода.
В то же время высокие тарифы "Ленэнерго" не дадут металлургии "вытянуть" петербургскую промышленность в следующем году, считают на Кировском заводе. "Рост тарифов "Ленэнерго" ставит отрасль на грань выживания", — говорят в пресс-службе завода.
Кроме того, по словам аналитиков, доля отраслей, которые остались в плюсе, в общем объеме промышленности слишком невелика, чтобы вытянуть ее всю. Так, обработка древесины, производство изделий из пластмассы и резины и металлургия все вместе составляют не больше 7-8% от общего объема промпроизводства, оценивает директор аналитического центра НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Анна Федюнина.
"Рост производства в металлургии и деревообработке, скорее всего, сигнализирует именно о способности предприятий сферы во время внутреннего экономического кризиса получить заказы за границей. Тем не менее вес этих отраслей в экономике города слишком мал, чтобы стать локомотивом восстановления", — соглашается Владимир Киселев, финансовый аналитик ИК "Доходъ".
Тянут вниз
По мнению Анны Федюниной, ориентирами могут стать производство кокса и нефтепродуктов, а также производство транспортных средств и оборудования. В разные годы доля этих отраслей в структуре производства составляла около 60%.
Однако именно эти потенциальные ориентиры — лидеры падения: производство кокса, нефтепродуктов просело на 47,1%, увеличив падение почти на 4% за месяц, производство транспортных средств и оборудования — на 17,5%.
Такой сильный провал в производстве кокса и нефтехимии для аналитиков неоднозначен, однако они предполагают, что он может быть связан со структурными изменениями. "Несмотря на падение промпроизводства отрасли на 47,1%, оборот предприятий за первую половину 2015 года по отношению к 2014 году увеличился на 8,3%. "Поэтому, даже учитывая динамику индекса цен, эти результаты доказывают, что нет негативной динамики выручки отрасли", — говорит Анна Федюнина.
Падение производства автомобилей стало следствием резкого сокращения продаж: объема продаж Ford упал на 56%, Toyota — на 33%, Nissan — на 39%, Hyundai сократил продажи на 11%. В Петербурге особенно хорошо развито автопроизводство, поэтому для экономики города в целом падение автопрома стало таким болезненным. Однако автопром начал восстанавливаться: большинство прогнозов указывают на то, что этот рынок прошел пик кризиса в 2015 году с фиксацией состояния и ростом в 2016-2017 годы. Таким образом, в 2016 году падения экономисты не ждут.
Импортозамещение в связи с эмбарго, которое должно было поднять производство пищевой продукции, не работает: производство пищевой, алкогольной и табачной продукции 2015 года упало на 5,2% за указанный период. "Даже эмбарго на импорт ряда товаров и девальвация рубля не оказали поддержки петербургскому производителю (в отличие, например, от гораздо более диверсифицированных и гибких предприятий Ленинградской области, где рост в пищевом секторе составил 6,2%), так как его специализация слишком узкая и слабая для текущего кризиса (в основном табак, пиво, безалкогольные напитки)", — комментирует Владимир Киселев.
С оптимизмом в 2016-й
В бюджет Петербурга на 2016 год заложен рост экономики на 1-2%. Петербурские власти с оптимизмом смотрят на развитие промышленности в городе: в ходе первого чтения бюджета на 2016 год Георгий Полтавченко заявил, что Петербург "уверенно проходит кризис" и "готовил бюджет на 2016 год с большей, чем другие регионы, долей оптимизма", при этом губернатор добавил, что бюджет формировался в наиболее сложных за 6 лет для города и страны условиях.
По словам губернатора, согласно общероссийскому прогнозу ожидается переход к умеренному росту. А в этом случае, считает он, промышленность Петербурга, которая в кризис традиционно падает быстрее, чем в среднем по стране, восстанавливаться будет также быстрее.
"Расчет на скорое восстановление промышленного Петербурга со стороны городских властей на данный момент выглядит слишком оптимистичным, — спорит Владимир Киселев. — Ключевые для города отрасли находятся в тяжелом положении из-за падения потребительского спроса на свою продукцию. В первую очередь это касается производителей легковых автомобилей, выпуск которых по итогам 10 месяцев года сократился на 17,5%, отражая консервацию завода General Motors, приостановку работы прочих производителей".
По прогнозу аналитика, по итогам 2015 года промышленное производство Петербурга окажется хуже общероссийского показателя, сократится на 8-9% в годовом выражении. В 2016 году уже сработает эффект низкой базы кризисного года и начало восстановления потребительского спроса после относительной стабилизации курса рубля и снижения ставок. Показатель производства продемонстрирует слабый рост на 1-2%, прогнозирует Владимир Киселев.
А по прогнозу НИУ ВШЭ, позитивной динамики промышленности Петербурга в 2016 году все-таки ждать не стоит, потому что сильно замедлятся темпы роста мировой экономики. По словам Анны Федюниной, российским производителям придется прокладывать трудную дорогу и искать новые рынки, а правительству — искать эффективные инструменты поддержки обрабатывающей промышленности.