Евразийская экономическая комиссия (выступает регулятором для стран: РФ, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) на заседании в декабре обсудит введение новых налоговых сборов на зарубежные интернет-покупки. Причем рассматриваются самые жесткие варианты ограничений за всю историю — фактически россиянам придется доплачивать за каждую посылку из-за границы.
Регулятор Евразийского экономического союза (в прошлом — Таможенный союз) собирается рассмотреть ситуацию с импортом товаров, приобретаемых в иностранных интернет-магазинах. Уже есть два проекта решений, оба очень суровые и мало отличающиеся друг от друга.
Первое предложение к рассмотрению — ввести сбор в размере 15 евро на товары стоимостью 22-150 евро, а за те покупки, что дороже этого или тяжелее 10 кг, взимать еще и 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса. Второе предложение очень похоже на первое, только вместо 15 евро там 10 евро и такого варианта, как беспошлинное приобретение товара, вовсе не предполагается, то есть минимальный порог опущен с 22 евро до нуля.
А ведь совсем недавно казалось, что трансграничная интернет-торговля чудом избежала ограничений. В 2014 году российские ведомства активно обсуждали снижение порога беспошлинной торговли до 150 евро. Сама идея появилась после того, как президент РФ Владимир Путин высказался за упорядочивание интернет-торговли.
В начале мая 2014 года президент подписал указ, согласно которому порог беспошлинной интернет-торговли должен контролироваться правительством — лимиты оставлены на усмотрение Минфину. Тогда, год назад, Минфин надеялся за 2 года собрать на пошлинах с заграничных интернет-покупок россиян 60 млрд рублей. В то же время более 100 тыс. россиян оставили свои подписи на сайте "Российской общественной инициативы" против введения лимита.
Но потом Владимир Путин сам приостановил процесс: сказал, что сначала должна быть выработана единая норма для всего пространства Евразийского экономического союза. Дело в том, что таможенных границ внутри этого пространства нет и изменения на территории одной только РФ могли бы привести к тому, что покупки пошли бы в обход. Пока что в Казахстане порог беспошлинной торговли составляет, как и у нас, 1 тыс. евро, в Армении — 300 евро, в Белоруссии — 200 евро.
Предыдущий норматив был революционным в своем роде. В 2010 году порог беспошлинной торговли в России был повышен с 10 тыс. рублей до 1 тыс. евро. Объем интернет-покупок стремительно рос. Это даже приводило к ежегодным посленовогодним заторам на таможне и складах "Почты России" — там не могли справиться с растущими объемами. В итоге весной 2013 года руководство "Почты России" поменялось, проблемы с заторами были быстро устранены, а объемы интернет-закупок стали расти еще быстрее. Если в 2012 году таможня оформила 20,4 млн международных почтовых отправлений, то в 2013 году уже 37 млн, в 2014 году — 78 млн, а за 10 месяцев 2015 года — 85 млн.
Все это время за снижение планки беспошлинной трансграничной торговли ратовали российские онлайн-ретейлеры. Их представители уверяли, что широкими возможностями зарубежных онлайн-закупок пользуются не только физлица, но и представители теневого ретейла, которые занимаются здесь, в России, перепродажей. Интересно при этом, что средний чек покупки в зарубежном онлайн-магазине, по данным J’son & Partners Consulting, составляет всего 3,3 тыс. рублей, тогда как в отечественном интернет-магазине он вдвое больше — 6,6 тыс. рублей.
Объем рынка российской интернет-торговли превышает размер покупок в зарубежных интернет-магазинах более чем в 3 раза, говорят эксперты J’son & Partners Consulting: объем интернет-торговли РФ в 2014 году составил 683 млрд рублей против 208,6 млрд трансграничной интернет-торговли. По данным J’son & Partners, объем трансграничных платежей в денежном выражении за последние 4 года вырос более чем в 4 раза, а в количестве покупок — в 5 раз, при этом средний чек постепенно снижается. Аналитики прогнозируют, что к 2020 году объем трансграничной торговли в денежном выражении увеличится вдвое. Правда, эксперты не могли учитывать жестких ограничений, обсуждаемых в настоящее время. Но они учли другой тренд — влияние кризиса.
"В кризис наблюдается сокращение количества покупок в России и возрастание покупок за рубежом, в особенности в китайских интернет-магазинах", — наблюдают эксперты J'son & Partners Consulting. Правда, в то же время иностранцы оказывают положительное стимулирующее действие — раскачивают рынок, который в России пока что довольно мал.