Экономист Дмитрий Прокофьев вспоминает исследования нобелевского лауреата Дугласа Норта, который на невинном примере из жизни Англии XVII века доказывает, что чем большими полномочиями обладает правитель, тем дороже ему обходится кредит.
В конце ноября министр экономразвития заявил, что согласно формальным показателям рецессия в стране закончилась. Заодно министр улучшил прогноз по спаду ВВП в 2015 году. Экономика должна будет потерять 3,7% вместо ранее предполагавшихся 3,9%. Но, как в истории о тришкином кафтане, стабильное положение в одних отраслях экономики куплено ценой провала в других. Темпы сокращения средней зарплаты в РФ по итогам октября достигли 10,8%, а темпы снижения розничного товарооборота — 11,7%. Такого падения отечественная торговля не знала уже лет двадцать.
Да, оптимистичные результаты по прибыли показывают металлургия и нефтедобыча. Однако потребительские отрасли, прежде считавшиеся локомотивами роста, несут заметные убытки. Можно утешаться библейскими словами о том, что имущему прибавится, а у неимущего отнимется и последнее, но утешение это выглядит слабым.
Правда, дальше нам обещают подъем, но никто не сказал, откуда он возьмется. Напротив, министр финансов, давая интервью Reuters, предупредил, что в следующем году дефицит бюджета может увеличиться в результате недопоступления 1,2–1,5 трлн рублей доходов. И, поскольку "в Минфине не находят оснований говорить о возможности повышательных трендов по цене на нефть", нас, видимо, ждут корректировки бюджетных расходов.
Предсказать, в какую сторону будет скорректирован бюджет, сравнительно нетрудно.
В романе Валентина Иванова "Повести древних лет" есть яркий эпизод, описывающий логику принятия решений в условиях кризиса. При возвращении из удачного похода за добычей варяжский корабль оказался застигнут бурей. Предводителю викингов приходится решать, как именно облегчить драккар от лишнего груза. Сначала за борт выбрасывают женщин–рабынь, но буря не утихает, и ярлу приходится делать дальнейший выбор. Пусть мужчина–раб и стоит вдвое дороже женщины, его цена все равно несравнима со стоимостью награбленного серебра и драгоценных украшений. Однако теперь викинг выбирает. "Помня каждого пленника, он утопил землепашцев, но сохранил мастеров и привез из этого похода первое звено славы мудрого и удачливого ярла!"
Осознав глубину пиратской мысли, риск быть выброшенным за борт каждый может оценить для себя сам.
Современные экономисты, впрочем, не назвали бы варяжскую стратегию эффективной. Прежде всего не надо отправляться в пиратский поход, мог бы сказать нобелевский лауреат Дуглас Норт. Великий экономист очень серьезно изучал эту проблему, одна из самых известных его работ посвящена анализу факторов, определяющих рост производительности океанских перевозок на протяжении XVII–XIX веков, от эпохи парусников до века пароходов. Эффективность морского транспорта за 3 столетия выросла в разы, но повышение технических характеристик океанских судов не сыграло здесь решающей роли, доказал Норт. Цифры свидетельствуют, что именно отказ морских держав от поощрения пиратства и расправа над джентльменами удачи стали драйверами мировой торговли, обогатившей всех участников этого процесса.
Другим потрясающим открытием Норта оказалось выявление зависимости между качеством государственных институтов и стоимостью кредита. Статью "Конституции и связывающие обещания: развитие институтов государственного управления в Англии XVII века" следовало бы прочесть всем, кто скулит по поводу недостатка денег в экономике и верит в чудо "национализации" Центробанка.
Чем большими полномочиями обладал король, тем дороже ему обходился кредит, доказывал Норт. Рынок справедливо подозревал, что искушение выбросить за борт кредиторов для самовластного правителя может оказаться слишком велико, и закладывал этот риск в цену денег. Зато после Славной революции 1688 года, когда британцы сменили сильного короля Якова на доброго Вильгельма и монарх утратил большую часть властных прав, стоимость кредита для короны сразу же снизилась.
Но главным научным достижением Норта стало создание "большой теории", согласно которой ключевую роль в экономическом развитии играют права собственности. Чем лучше они защищены, тем больше стимулов к производству есть у субъектов экономики и тем быстрее эта экономика растет. Именно здесь следует искать ключи к интенсивному развитию страны, утверждал Норт. К сожалению, мудрый ученый больше не сможет дать нам новых советов. 23 ноября Дугласа Норта не стало. Он прожил 95 лет.