В Петербурге состоялись первые войны стартапов при участии Дарта Вейдера

Автор фото: Валентин Беликов

В Петербурге впервые прошли Startup Wars — "звездные войны" среди стартапов. В коридорах Высшей школы экономики встретились известные петербургские миллионеры, стартаперы, инвесторы и имперские штурмовики. За конкурсом идей наблюдал сам Дарт Вейдер. Победитель — московский проект "Автовизор" — получил услуги на 1 млн рублей.

Двери лифта открываются. "Вам какой этаж?" — галантно спрашивает имперский штурмовик из "Звездных войн". Его бластер направлен прямо на меня. От неожиданности я даже забываю, что надо сказать.
Забываю, что это серьезное мероприятие про стартапы, идеи, деньги, инвесторов. А по сути — настоящие стартап–войны, которые развернулись на трех этажах Высшей школы экономики. Самое интересное наверху: "рыночная площадь" (лаундж, библиотека, фотозона, биржа контактов — в одном), битва проектов, "инвестбар" (в этом баре вы не обязательно получаете то, что заказали: все зависит от того, как выпадут кости; точно так, как в жизни инвесторов) и секция "фейлы" — первым там выступил Александр Прокофьев, основатель KudaGo и лауреат премии "ДП" "Молодые миллионеры". Он рассказал, как ему пришлось менять концепцию стартапа, чтобы он мог превратиться в бизнес. То есть о своих ошибках.
Тему поддержал основатель фонда The Untitled Константин Синюшин с лекцией "Инвесторы тоже ошибаются".
"Я бы не дал денег Марку Цукербергу, когда он только начинал Facebook, — признался Константин, — потому что самое сложное для инвестора — понять, почему именно этому молодому человеку, который не производит впечатление успешного бизнесмена, должно повезти".
Константин Синюшин посоветовал стартаперам думать о "рынке послезавтра", резонно заметив: если вы, работая над проектом, читаете в прессе, что попали в тренд, это значит, что тренд уже нисходящий. Уже! Чтобы понять логику инвестора, молодым предпринимателям надо уяснить, что в его голове всегда есть такая мысль: риск не заработать гораздо меньше, чем риск потерять деньги.
У успешного инвестора, вывел формулу Синюшин, в портфеле 25% полных провалов, 50% стартапов, которые стали рядовыми бизнесами, и еще 25% показывают большой рост. Внимание: среди последних, скорее всего, нет "звездных". А это значит, что найти сторонние деньги на свое дело довольно просто.
О том же говорят создатели стартапа LinguaTrip Марина Могилко и Дмитрий Пистоляко. Им удалось найти инвестора из Силиконовой долины. "Не надо думать, что, если вы не из Стэнфорда или Гарварда, вам не поднять денег в Силиконой долине. Мы тоже были во власти этого стереотипа", — начал Дмитрий. "Но мы сели и за вечер написали 200 писем и через неделю уже планировали встречи с крупными инвесторами, — продолжила Марина. — Пишите известным людям. Коротко, спокойно, по делу. Если вы их зацепите, они вам помогут".
Как бы ни были вдохновляющи лекции и мастер–классы, больше всего людей собралось в зоне проката моноколес, гироскутеров и мини–сегвеев. Практика любопытнее теории.

Деньги за идею

В Петербурге проходит так много конкурсов, форумов, фестивалей для стартаперов, что организаторы в надежде выделиться превращают свои мероприятия в шоу. Так что в плане формата создатели Startup Wars — ЦТТ "Формула телеком", "Российская венчурная компания" (РВК) — и Высшая школа экономики (ВШЭ), на базе которой и прошло мероприятие, оказались в тренде.
И вот уже серьезные инвесторы из "Сколково" фотографируются с Падмой Амидалой (персонаж "Звездных войн". — Ред.), а другие ждут, пока Дарт Вейдер включит свет и разрешит стартаперам выступать с презентациями.
Организатор и идеолог Startup Wars, генеральный директор Creative Mind Bureau Микаэль Аскеров пояснил, что такая концепция мероприятия была выбрана для того, чтобы погружение участника мероприятия в атмостферу стартапов было наиболее интересным и разнообразным, а процесс общения и обмена контактами был проще и удобнее, чем обычно.
"Когда человеку интересно, он лучше воспринимает и серьёзную информацию, — пояснил он. — Стартап-мероприятия часто бывают скучны. Основной темой (характерной и для эпопеи Star Wars) мы для себя выбрали противостояние. Это противостояние тёмной и светлой стороны, противостояние инвесторов и стартаперов, которые часто меняются сторонами силы в процессе битвы за совершенно разные проекты. Это гораздо шире и увлекательнее, чем отдельная узкая тематика".
Впрочем, самое главное — питч проектов — организаторам сделать интересным не удалось. Уже с первых слов первого выступающего стало ясно: впереди скучная кропотливая работа по отделению зерен от плевел. Хорошо хоть проектов было всего шесть (два петербургских).
Победителем стал столичный "Автовизор": гаджет и приложение для защиты автомобиля от хакеров. Он следит за безопасной работой электронного оборудования. Разработчик Леонид Панфилов получил от организаторов 1 млн рублей, но не деньгами, а услугами — по взращиванию и поддержанию проекта. По словам аналитика iDealMachine Максима Малого, этот проект является инвестиционно-привлекательным для многих игроков рынка, "хотя у него есть определенные узкие места в бизнес-модели, которые необходимо доработать".
Был и конкурс стартапов самого начального уровня, по факту — смотр идей. Его выиграл GYMSE — система из мобильного приложения, фитнес–браслета и NFC–датчиков, расположенных на тренажерах. Создатели делают фитнес более интерактивным и высокоточным. Приз им достался самый настоящий, денежный — 59 тыс. рублей, собранные по принципу краудфандинга здесь же, на мероприятии.