"ДП" традиционно публикует данные ежесезонного мониторинга крупнейших банкротств и исков, рассмотрение которых началось в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти.
Крупнейшим банкротом сезона, по данным CredInform, стал импортер алкогольной продукции "Торал групп". Эта фирма, созданная в 2008 году предпринимателем Владимиром Царевым, сразу вошла в пятерку крупнейших дистрибьюторов импортного алкоголя в Петербурге. Она торговала виски MacArtur’s, коньяком Domaine du Buisson, текилой Aeroplano, а также чилийскими, испанскими, уругвайскими, аргентинскими и португальскими винами.
Обороты компании в последние несколько лет составляли около 1,2 млрд рублей. Долги компании на момент банкротства составили 468 млн рублей. Крупнейшим кредитором компании является МДМ–банк, которому заложены товары в обороте на общую сумму около 50 млн рублей. Незадолго до получения иска о банкротстве (от транспортной компании "Транслогистик" по долгу всего на 400 тыс. рублей) "Торал групп" переименовалась в ООО "Евро–алко". Одновременно договоры оптовика с торговыми сетями на поставку алкоголя были переведены на ООО "Норд стрим".
По мнению экспертов, алкогольные оптовики, закредитованные под залог товара в обороте, страдают сразу от трех негативных факторов: общей стагнации рынка, прессинга розничных сетей и падения курса рубля. И, чтобы сохранить бизнес, они идут на такие "нехитрые хитрости", как вывод товаров на другие компании и перевод на них контрактов.
На КамАЗе ко дну
Второе место в рейтинге банкротств досталось ООО "Грузомобиль Питер", одному из ключевых профит–центров (оборот в 2014 году — 1,2 млрд рублей) корпорации "Грузомобиль", дилера грузовиков КамАЗ, Mersedes–Benz, Isuzu, НефАЗ и т. д. в Петербурге.
Компания объявила о своем банкротстве в сентябре 2015 года, сообщив суду, что не может погасить долги в размере 290 млн рублей, в том числе 2,7 млн рублей по зарплате работникам (107 человек). Активы компании на момент банкротства составляют 90 млн рублей.
Примечательно, что с начала года активы уменьшились в 5 раз (с 462 млн рублей), тогда как долги — всего в 1,4 раза (с 397 млн рублей). Вероятно, кредиторы (среди которых крупнейшим является татарский Акобанк) будут оспаривать сделки, в результате которых баланс постигли такие изменения.
Вместе с банком
На третьем месте оказалось банкротство ООО "Связь–строй–сервис", строительной компании, принадлежащей вице–президенту и акционеру (0,81%) Ганзакомбанка Алексею Елисееву. В апреле 2015 года у банка была отозвана лицензия. В то же время обострились проблемы стройфирмы, которая все еще не оправилась от своей работы на олимпийских объектах в Сочи (в 2013 году она заработала там около 830 млн рублей, причем осталась в убытках).
Ключевым кредитором и инициатором банкротства является финансовая корпорация "Стандарт-инвест" Марата Каюмова. Она выкупила у поставщика ООО "Балтиксервис" права требования к "Связь–строй–сервису" на 92 млн рублей за поставленные на площадку в Сочи стройматериалы и оборудование, после чего взыскала долг: сначала в третейском суде, а затем и в арбитражном. Еще около 70 млн рублей с компании требуют другие контрагенты.
Война не списала
Четвертое место в рейтинге тоже досталось компании, связанной с проблемным банком. ООО "Центр–профи" (специализация — работа с проблемной задолженностью банков, оборот в 2014 году — 3 млрд рублей) входило в число "дочек" Балтийского банка, подвергнутого санации с участием Альфа–Банка в августе 2014 года. До санации бывшие владельцы банка Андрей Исаев и Олег Шигаев 2 года боролись друг с другом за контроль над бизнесом, и банкротство "Центра–профи" — это один из эпизодов этой борьбы.
Долги компании, по данным суда, составляют 99 млн рублей, из имущества — 3 млн рублей на счетах и проблемная дебиторка на 200 млн рублей к другим структурам, связанным с Балтийским банком. Крупнейший кредитор "Центра–профи" — ООО "Эскиз", контролируемый Андреем Исаевым, требует 45 млн рублей, списанные у него со счетов в ходе корпоративной войны по фальшивым (по крайней мере так установил суд) документам.
Самые крупные иски осени–2015
Крупнейшим иском сезона стало требование кипрского офшора Traffer Aircraft Leasing Ltd к обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро". Офшор входит в группу "ВТБ Лизинг", требует с авиакомпании 2,89 млрд рублей долгов по лизингу самолетов.
С аналогичными требованиями на разные суммы выступили еще семь офшорных структур "ВТБ Лизинга". Общая сумма их исков превышает 10,1 млрд рублей. Интересы "ВТБ–лизинга" представляет московский офис британской юридической фирмы Allen&Overy. В фирме не стали комментировать иски. Авиакомпанию в судах представляют штатные юристы.
"Трансаэро" была крупнейшей частной российской авиакомпанией, второй в стране после "Аэрофлота" по пассажирообороту. Выручка компании в 2014 году составила 117 млрд рублей, чистый убыток — 19 млрд. Второй квартал 2015 года компания закрыла с выручкой 50 млрд и убытками 8 млрд рублей.
С 1 октября 2015 года компания прекратила полеты. Правительство РФ пыталось спасти перевозчика, доверив его санацию "Аэрофлоту", но конкурент не захотел брать на себя такое бремя. Затем 20 октября о покупке контрольного пакета акций авиакомпании заявлял совладелец S7 Владислав Филев, но затем он тоже отказался от сделки.
Долги компании по займам и кредитам превышают 67 млрд рублей, долги перед контрагентами — еще 61 млрд. В арбитражных судах по всей стране рассматривается уже 125 исков о взыскании долгов на общую сумму почти 28 млрд рублей. А 19 октября в суд поступил иск Сбербанка о банкротстве должника.
Подрядчик на выход
Второе место по сумме иска досталось управлению капитального строительства Кировского района Ленобласти, которое требует расторгнуть государственный контракт с ООО "Содис Строй" на строительство школы в Шлиссельбурге и взыскать с подрядчика неустойку 2,38 млрд рублей.
"Содис строй" — крупная петербургская генподрядная организация, оборот которой в 2014 году составил 1,3 млрд рублей. Компания принадлежит Денису Короткову (78%) и Антону Бутину (22%).
Проблемы у нее начались после того, как городские власти Петербурга запретили реконструкцию здания Конюшенного ведомства на Конюшенной пл., 1: инвестором этого проекта стоиомтью 6,5 млрд рублей является Plaza Lotus Group братьев Зингаревич, а генподрядчиком — как раз "Содис строй".
До февраля 2015 года, когда совет по культурному наследию при губернаторе Петербурга решил, что застройка галерей здания "не соответствует целям сохранения памятника", компания успела выполнить работ на 600 млн рублей.
Задолженность по займам и кредитам "Содиса" на начало года составляла 600 млн рублей, перед контрагентами — еще 1 млрд. Интересы компании в судебных процессах представляют штатные юристы Анна Михайлова и Сергей Ромашов.
Как подрос доллар
На третьем месте иск на 1,95 млрд рублей от МДМ–банка к структурам главы василеостровского муниципального образования "Гавань" Сергея Соколова ООО "Фирма СИБ" и ООО "Шкиперский молл". Взыскивается долг по кредитам на строительство ТРК "Шкиперский молл" на Малом пр. В. О. Кредиты на общую сумму $20 млн были взяты бизнесменом еще в 2004–2006 годах, когда доллар стоил 28–30 рублей.
За 10 лет ситуация изменилась: МДМ–банк мог обанкротить девелопера еще в 2012 году, но реструктурировал долги до 2022 года в обмен на 19% от бизнеса. А в 2015 году основной владелец МДМ–банка Сергей Попов продал свои акции миллиардеру Михаилу Гуцериеву и Михаилу Шишханову, которые решили пересмотреть отношения с "младшим партнером" и должником. При этом долг 600 млн рублей (по старому курсу доллара) превратился в последние 2 года в 1,6 млрд рублей. Его с процентами и потребовал банк в суде.
Со стороны МДМ–банка действуют штатные юристы, со стороны Сергея Соколова — московская юридическая фирма Tenzor Consulting Group. Старший юрист этой фирмы Игорь Фоминов, который ведет данный кейс, не стал комментировать свой фронт работ.