Порт Бронка, в который холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко вложил 60 млрд рублей, запустили в коммерческую эксплуатацию. В компании надеются начать получать прибыль через 2 года. Эксперты такого оптимизма не разделяют.
Компания "Феникс", входящая в холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко, завершила первый этап строительства порта Бронка еще в сентябре 2015 года. Однако запустить его в коммерческую эксплуатацию удалось только вчера. "Мы получили 14 декабря распоряжение правительства об открытии пункта пропуска. Оно позволяет нам работать хотя бы в режиме опытной эксплуатации до того момента, пока свой приказ не выпустит Росграница", — говорит исполнительный директор ООО "Феникс" Алексей Шуклецов.
Без распоряжения правительства порт не мог заключать договоры с судоходными линиями и активно переваливать контейнерные и накатные грузы.
С лета порт на особых условиях принял 10 судов. Восемь из них доставили оборудование для обустройства самого порта, и только два судозахода были коммерческими.
Теперь, по словам Алексея Шуклецова, Бронка развернет активную коммерческую деятельность. В декабре порт примет два судна, в январе 2016–го, в связи с затяжными праздниками, только одно, а дальше — больше. "Через 2 года мы начнем получать прибыль", — надеется Алексей Шуклецов.
Опрошенные "ДП" эксперты не разделяют такого оптимизма. Оборот контейнерных грузов (под их обработку строилась Бронка) катастрофически падает. А таможня не проявляет достаточной гибкости, чтобы грузовладельцам хотелось отправлять грузы через местные терминалы.
Все грузы можно к нам
Оборот контейнерных терминалов петербургского порта и Усть–Луги сокращается с сентября 2014 года, когда рубль резко обесценился: спрос на импортные товары начал стремительно убывать.
Некоторые эксперты ранее прогнозировали, что спад прекратится к началу осени.
Но статистика говорит, что дно еще не достигнуто — по итогам ноября оборот контейнерных терминалов петербургского порта и Усть–Луги опустился до 143 тыс. teus (20–футовых контейнеров). "Это значение января. Столько контейнеров обычно обрабатывается после новогодних праздников", — говорит один из стивидоров петербургского порта.
В среднем оборот контейнеров в сравнении с прошлым годом упал на 30% и едва превысит 1,8 млн teus по итогам 2015 года — это минимальное значение с 2009 года.
Демпинг и таможня
Бронка способна обработать 1,5 млн teus в год, то есть 80% контейнерного грузооборота Петербурга и Усть–Луги. А это значит, что конкурентная борьба развернется нешуточная. "Скорее всего, Бронка будет демпинговать, возможно, они установят тарифы примерно на 20% ниже среднерыночных, чтобы перетянуть на себя часть грузов, — предполагает один из стивидоров, входящих в группу Global Ports. — Но нужно помнить, что опустить цену легко, а вот поднять тарифы потом будет невозможно, ведь другие компании тоже начнут давать скидки".
По мнению Александра Головизнина, директора направления "Аналитика и логистика" компании "Морстройтехнология", самый тяжелый период стивидоры пережили в 2009 году — тогда рынок упал до рекордно низких отметок, но ценовые войны никто не развязывал. Хотя и новых мощностей в таком объеме не появлялось. Бронке придется нелегко, но надо понимать, что ее конкуренты — контейнерные терминалы Петербурга, а Усть–Луга слишком далеко, чтобы представлять угрозу", — говорит эксперт.
Нельзя забывать таможню, отмечает один из участников внешнеэкономической деятельности. "Наша таможня не вполне конкурентоспособна с другими таможнями страны. Из–за особой щепетильности местных инспекторов грузовладельцы частенько предпочитают направлять грузы через другие порты, а не через Петербург", — замечает эксперт. Это может существенно сдерживать развитие Бронки.