Американская Fellowship Filtering Technologies подала иск к "Яндексу" за нарушение патента. Суть претензий сводится к тому, что "Яндекс" якобы заимствовал чужую систему, построил на ее основе программу рекомендаций пользователям и зарабатывает сейчас от души на контекстной рекламе. Истец требует возмещения ущерба и роялти, но может оказаться обычным патентным троллем.
Американская компания Fellowship Filtering Technologies обвинила "Яндекс" в нарушении патента на изобретение "Автоматизированной системы совместной фильтрации". По сути, речь идет о контекстной рекламе. Иск был подан 12 декабря в окружной суд штата Техас, который часто используют мошенники, спекулирующие на фиктивных патентах, — так называемые "патентные тролли".
"Яндекс" обвинили в нарушении патента номер 5884282, зарегистрированного в США в 1999 году и выданного изобретателю и совладельцу Fellowship Filtering Technologies Гари Робинсону. Истец требует возместить ущерб от якобы незаконно используемого патента и в будущем выплачивать ему роялти за использование технологии. Сумма ущерба в иске не называется.
Атака на "Яндекс.Директ"
Иск от американской компании, которая занимается разработкой программного обеспечения, был подан к трем зарубежным структурам "Яндекса": голландской Yandex N.V., которая владеет 100% российского "Яндекса", Yandex LLC и Yandex Inc., которая зарегистрирована в США.
Поводом для патентного разбирательства, пишут "Ведомости", стала система математика Гари Робинсона, которая собирает и хранит информацию о поведении пользователей, в том числе историю их предпочтений и покупок в глобальной сети. Когда пользователь попадает в зону работы этой системы, она рекомендует ему контент, основываясь на предпочтениях других пользователей с похожими запросами, которые уже изучены программой.
В иске утверждается, что именно на основе этой технологии "Яндекс" создал свою систему анализа поведения пользователей "Яндекс.Директ" и теперь использует эту информацию для работы с рекламодателями. Авторы иска приводят заявления топ-менеджера "Яндекса" о том, что предоставление точных рекомендаций пользователям — основа бизнеса российского поисковика.
Описанный алгоритм — это то, на чем зиждется контекстная реклама "Яндекса". В предпоследнем квартале текущего года выручка от этого вида деятельности составила более 92% дохода компании. При этом "Яндекс" является безусловным лидером рынка контекстной рекламы в России, на его долю приходится более 57% обрабатываемых запросов пользователей Рунета. По итогам 9 месяцев "Яндекс" получил 38,4 млрд рублей выручки от продаж рекламы этого типа.
В "Яндексе" отказались назвать сумму претензий, но отметили, что сейчас компания знакомится с иском и не ожидает существенных проблем для себя в связи с ним. По ее словам, американская компания также подала иски еще к 16 компаниям, большинство из которых завершились мировыми соглашениями.
Кроме того, в "Яндексе" подчеркнули, что используют только собственную экспертизу и технологии, также защищенные патентами. Сейчас у компании есть несколько десятков патентов в России и США и несколько сотен поданных заявок на патенты.
Робинсон против всех
Летом 2015 года компания Робинсона подала в общей сложности 14 исков о нарушении патентных прав. В числе ответчиков выступили крупнейшие американские и китайские компании, в частности IBM, Adobe Systems, Oracle America, SAP America, Hewlett-Packard и Baidu. Однако позже эти иски были отозваны в досудебном порядке, кроме исков к Adobe Systems и Baidu, которые объединили в одно дело.
В декабре, кроме "Яндекса", Fellowship Filtering Technologies подала аналогичный иск к крупнейшему китайскому онлайн-ретейлеру Alibaba. Но и его Робинсон отозвал до начала судебного разбирательства. Таким образом, сейчас фигурантами дела остаются только российский "Яндекс" и китайский Baidu.
Примечательно, что в декабре, одновременно с подачей исков против российского поисковика и китайских корпораций, Baidu (самый популярный поисковик в Китае и пятый по величине в мире) и Alibaba заявили о готовности начать активную экспансию российского рынка при поддержке "Яндекса".
Вместе с тем разработка Робинсона имеет много общего и с системой контекстной рекламы Google AdWords. Однако иска о нарушении патента против американского интернет-гиганта от Fellowship Filtering Technologies в суд штата Техас не поступало. Google получил право на использование этой системы после покупки компании DoubleClick. При этом из базы патентного ведомства США следует, что Fellowship Filtering Technologies получила патент Гари Робинсона только в ноябре 2014 года.
Патентный троллинг
"Яндекс" в этом году уже становился ответчиком по делу о нарушении патента. Летом российский изобретатель Виталий Пилкин заявил, что поисковик нарушил принадлежащий ему патент, помечая цветом потенциально недобросовестные сайты в поисковой выдаче. Однако на первом же заседании по делу "Пилкин против Яндекса" иск был отклонен, поскольку истец не предоставил убедительных доказательств уникальности собственного патента.
Пилкин ранее подавал подобные иски о нарушении патентных прав против "М.Видео", Sony, Microsoft, однако ни одно дело дальше первого заседания не продвигалось. Позже Евгений Касперский опубликовал в своем блоге пост "Гений, парадоксов друг", в котором в язвительной форме раскритиковал приемы патентного троллинга Пилкина. В ответ тот подал иск о защите чести на 700 млн рублей против Касперского и его компании, но и в этом случае дело до полноценного разбирательства в суде не дошло.
Американская Fellowship Filtering Technologies часто заявляет иски о нарушении патентов. Сделать вывод о том, является ли иск компании патентным троллингом или нет, сложно. Прекращение производства по судебным делам против других ответчиков может быть как следствием заключения мирового соглашения, так и следствием отказа от иска, отмечает глава практики разрешения споров федерального патентного бюро "Гардиум" Алексей Федоряка.
Гари Робинсон запатентовал изобретение "Автоматизированная система совместной фильтрации" 16 марта 1999 года в США. Правовая охрана этого изобретения распространяется только на территорию США, поясняют в "Гардиуме". На территории России "Яндекс" может использовать это изобретение, которое сейчас принадлежит американской компании, без нарушений, поскольку действие этого патента на Россию не распространяется.
"Не исключено, что "Яндекс" получил патент на похожее изобретение и законно использует его. Однако это могло стать возможным только в том случае, если при работе системы "Яндекса" не используется хотя бы один из признаков формулы изобретения по патенту США и добавлен ряд новых", — поясняют в "Гардиуме". Для того чтобы выяснить, нарушает ли российский патент американский, надо проводить экспертизу и сравнивать работу запатентованной системы и разработку "Яндекса".
Для "Яндекса" это не самые приятные новости, поскольку система контекстной рекламы "Яндекс.Директ", генерирующая львиную долю выручки компании, как раз завязана на рекомендательной технологии, отмечает представитель финансовой группы "БКС".
Теоретически ущерб может быть заявлен в несколько десятков миллионов долларов. И хотя владельцу патента 1999 года еще необходимо будет доказать обоснованность претензий к "Яндексу", исключать вероятность досудебного компромисса нельзя, так как разбирательства по патентным делам в американской юрисдикции могут длиться очень долго и привести к серьезным судебным издержкам, резюмируют в БКС.