Главный скандал и главная интрига года в сфере малого бизнеса — по новой системе размещения автолавок без договоров аренды и торгов места получили те, кто успел подать заявки первыми. Новички вытеснили опытных участников.
Год начался с падения курса рубля, и это сильно повлияло на рынки, на которых работают компании малого бизнеса: прежде всего торговля, общепит и услуги, сервис. Многие игроки приостановили свои проекты, некоторые даже ушли с рынка. "ДП" писал в начале года, что опустело каждое пятое помещение в центре, огорчив агентства недвижимости. Однако малый бизнес не сдался, и во второй половине года наметился прорыв — с середины лета начали открываться новые хостелы, рестораны и кафе. Много нового бизнеса появилось в Интернете. Причем это не только сервисы по привлечению новых клиентов и продвижению новых товаров и услуг, это и обслуживающие порталы для сектора HoReCa.
Государство же, невзирая на сложную ситуацию в экономике, продолжило играть с бизнесом в свои игры: аренду на землю для размещения временных объектов заменили на непонятное пока своими преимуществами "размещение", перекроили рынок автолавок, сузив возможности для местных производителей продовольствия, нанесли еще несколько точечных ударов по тем предпринимателям, которые вели дела с Турцией, занимались туризмом и оптовой торговлей. От следующего года малый бизнес ждет стабильности, по которой все, честно говоря, соскучились, и разрешения проблем шаг за шагом.
Гонки автолавок
После того как осенью на сайте КИО появился список компаний, получивших места под автолавки, участники рынка, работавшие по несколько лет и владевшие десятками магазинов на колесах, оказались не у дел. 55 мест из 163 получила малоизвестная компания по торговле рыбой "Танита Фиш". 44 участка достались компании "Быстроежка" (бренд "Тили–тесто"), созданной Дмитрием Неведомским, бывшим партнером предпринимателя Павла Альтова. Предприниматели подозревали, что за этими компаниями стоит ХК "Форум" Дмитрия Михальченко.
Читайте также:
Бизнес
Как новые законы изменят жизнь малого бизнеса
Владельцы сетей "Месье Патиссье", "Буше", "Ленрегионпродукт" и др. в один голос говорили о том, что в день подачи заявок на участки в КИО очередность претендентов по непонятным причинам менялась, многим отказывали без объяснения причин. Победителей ветераны подозревали в намерении сдавать места в субаренду, поясняя, что у новичков не хватит транспорта на все места: закупка стольких машин предполагает огромные вложения.
Предприниматели еще составляли жалобы на КИО в прокуратуру, когда посыпались другие нововведения. Сначала чиновники потребовали оснастить все автомагазины экологичными двигателями "Евро–4", затем стало известно о готовящемся в Минпромторге проекте передачи контроля за рынком в ведение ГИБДД.
Объем легального рынка торговли с колес в Петербурге оценивают в 1,4 млрд рублей. Но участники уверяют, что с учетом теневой части рынок достигает 5,2 млрд рублей.
Конфликт до сих пор не решен: некоторые компании готовят иски в суд по конкретным участкам, другие планируют оспаривать саму процедуру их распределения. У многих ветеранов рынка пока не закончились старые договоры аренды, но обновление ассортимента автомагазинов горожане уже заметили.
Переход на размещение
В 2014 году киоскерам ненадолго показалось, что с властью удалось договориться: в схему размещения временной торговли наконец внесли тысячи спорных участков. Но в 2015 году рынок вступил в очередной переходный период — аренду заменили размещением. Право на перезаключение договоров без торгов получили автолавочники, владельцы печатных киосков, будок по ремонту обуви и летних кафе и добросовестные предприниматели, заключившие договор аренды до марта 2015 года. Аукционы начались в сентябре, и здесь ничего не изменилось: участники жалуются на бесконечное повышение цен, угрозы и даже побои от спекулянтов. КИО обещает со дня на день сделать торги электронными, но и в них, опасаются участники, цена вырастает в десятки раз. При этом новые участки в схему вносить будут только сами чиновники, размещение не регистрируют в Росреестре, сдавать даже часть павильона в субаренду запрещено.
Повышение ЕНВД
Минэкономразвития повышает размер единого налога на вмененный доход для малого бизнеса почти на 16%. В Петербурге изменения коснутся 46 тыс. плательщиков ЕНВД. Большинство этих компаний работает в сфере розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг. Эксперты подсчитали, что после повышения налога владельцу магазина, например, площадью 50 м2 придется платить на 46,5 тыс. рублей в год больше, чем сейчас. ЕНВД по вмененному доходу рассчитывается умножением базовой доходности вида деятельности на число работников или площадь помещения, а также на повышающий и понижающий коэффициенты. Эксперты оценили повышение налога как болезненную, но не смертельную меру. Они также отмечают, что ЕНВД с каждым годом выбирают все меньше предпринимателей, поэтому предлагают расширить список сфер деятельности, подпадающих под ЕНВД. Как альтернативу власти предлагают патент.
Разрушительная активность
В Центре повышения эффективности использования госимущества заявили, что планируют за год освободить 39 тыс. м2 коммерческих помещений, которые не приносят дохода казне потому, что заняты незаконно. ЦПЭИГИ в этом году активизировался — снес 1373 ларька, выселил арендаторов 60 помещений, начал проводить рейды против «мерцающих» киосков у метро, которые после сносов появляются снова. Теперь, передав полномочия по сносу нестационарных объектов районным чиновникам, центр берется за 200 встроенных помещений. Четверть из них — в Центральном районе, в том числе магазины на Малой Садовой и в Кузнечном пер., фитнес–клуб на Вознесенском пр. Компании, иногда работающие там годами, либо не оплачивали аренду вовсе, либо платят ее тем, кто представился собственником помещения, но по факту им не является. Потенциальный доход от их возвращения в оборот — до 1,8 млрд рублей.