Малые компании осваивают цифровые технологии медленнее и хаотичнее, чем гиганты рынка, но от прогресса не отстают. Почти каждый второй предприниматель пользуется CRM-системами, облачными технологиями и другими достижениями цивилизации.
В малом бизнесе становится все больше цифровых технологий - иногда этого требуют законы (например, с 2016 года Роспотребнадзор разрешил применять электронные ценники, а гостиницы, включая самые небольшие хостелы, должны устанавливать программы для регистрации в ФМС). Но освоение новых инструментов работы чаще навязано не государством: требования клиентов и рынок в целом подталкивают предпринимателей "к прогрессу". Даже если ИП начнет продавать украшения ручной работы через сайт, скорее всего, ему придется разобраться с технологиями онлайн-оплаты и продвижения, иначе заказов будет гораздо меньше. "Мне все это и сам сайт делали программисты; для них это несложно, но человек без подготовки вряд ли осилит", - рассказывает владелица небольшого интернет-магазина скрапбукинга My–scrap Ольга Абрамова.
Цена для всех одна
Малому бизнесу новые технические решения даются сложнее, чем крупным игрокам, и затраты относительно оборота фирмы - гораздо выше. "Мы создаем автоматизационные решения для небольших магазинов, часто с ними общаемся и понимаем их боли", - говорит Антон Еликов, руководитель компании "Мерката". Он рассказывает, что предприниматель, ведущий традиционный розничный бизнес, зачастую далек от каких бы то ни было технологий. Да, в магазинах используют системы автоматизации, принимают к оплате пластиковые карты, но далеко не повсеместно. "Это связано с тем, что в России (за исключением юга и ряда регионов Урала и Сибири) малый бизнес находится в пикирующем состоянии", - рассуждает он. Соответственно, поставщики электронных продуктов для бизнеса ориентируются либо на более продвинутых пользователей (интернет-магазины, например), либо на более крупный бизнес (рестораны, сети). Создавать решение целенаправленно под малые фирмы, считает эксперт, мало кто решается. В итоге на рынке масса решений, которые слишком сложны для большинства предпринимателей. Это касается и мобильных платежей, и систем лояльности, и комплексной автоматизации.
Эти решения для среднего российского ИП не только сложны, но и дороги. Например, 5000 электронных ценников, по данным сайта компании "Автоматизация Бизнеса", стоят около 4,5 млн рублей. А упомянутая программа для регистрации клиентов гостиниц в ФМС обходится отельерам в 13 тыс. рублей, ключ к ней — в 2 тыс. рублей, а ежегодная оплата обслуживания — еще в 15 тыс. рублей. При этом, если речь идет о законодательно навязанных программах, их стоимость обычно для всех одинакова и не зависит от масштабов компании-покупателя.
Сейчас Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает переход на применение контрольно-кассовой техники (ККТ), передающей информацию о расчетах в налоговую в электронном виде, и это тоже влетит бизнесу в копеечку. Адвокат Алексей Гордейчик рассказывает, что платить больше придется не только за счет приобретения новых аппаратов и программ, но и в связи с необходимостью заключать договоры с компаниями по хранению и обработке данных о расчетах.
Ольга Косец, президент общественной организации "Деловые люди", смотрит на ситуацию более позитивно, отмечая, что не только малые, но и микробизнесы стараются идти в ногу со временем. "На мой взгляд, сейчас каждая кухарка обладает знаниями, которые еще лет 10 назад были недоступны большинству россиян. Чтобы освоить несложный мобильный банк, достаточно потратить полчаса времени в самом банке, где менеджеры на вполне доступном языке объяснят вам алгоритм действий для проведения платежей", - говорит она. Ольга Косец добавляет, что кроме привычной оплаты банковскими картами небольшие компании активно осваивают электронные деньги - Яндекс и kiwi-кошельки, WebMoney, PayPal, тем более что зарегистрироваться в большинстве платежных систем можно бесплатно. Массово применяют и мобильные приложения и рэкартинг, когда банковская карта привязана к приложению, как у Gett такси. Такой подход позволяет удержать клиента, которому проще пользоваться проверенной системой, чем вводить данные карты в новое приложение или искать наличные в спешке.
Медленно, но верно
Тем не менее даже в Петербурге и Москве до сих пор есть компании малого и среднего бизнеса (парикмахерские, салоны, магазины продуктов), где нельзя расплатиться банковской картой. Некоторые работают "по старинке" не только от желания сэкономить на оборудовании и комиссии банку, но и от нежелания показывать все операции "вбелую". "И это играет с предпринимателями, избегающими электронных платежей, злую шутку, делая их конкурентно слабее, - говорит Ольга Косец. - Потребитель и здесь находит выход – переводя, к примеру, через онлайн-банк платеж на личную карту парикмахера или таксиста. Но репутация самого бизнеса от таких манипуляций, конечно, страдает. Особенно в сравнении с заграницей - например, в Юго-Восточной Азии в любом переулочке Ханоя можно расплатиться картой, даже не понимая, откуда в такой лачуге электричество".
По данным сервиса Allbiz, приложения личной эффективности установлены на компьютерах 62% опрошенных. «46% компаний, прошедших опрос, уверены, что автоматизация бизнес-процессов необходима для развития. При этом 42% компаний уже применяют системы для совместного управления проектами, сервисы email-рассылок и облачные технологии. Практически каждая вторая компания использует CRM-системы, но это, считают в компании, довольно низкий показатель по сравнению с зарубежными рынками. "Мы в своей мясной лавке пока принимаем электронные платежи только для оплаты доставки, планируем внедрение мобильных терминалов для приема карт, - говорит Дмитрий Аксенов, директор компании "Вялим мясо". - Стандартные терминалы - дорогие".
Антон Еликов предлагает представить ситуацию, вполне обычную для российского рынка: владелец магазина многое делает по интуиции, торгуется с поставщиками, пытается отбиться от проверяющих органов и вовремя разобраться в законодательных нововведениях. И вот откуда-то он узнает, что появилась фишка, которая позволит ему сделать работу эффективнее. Например, он сможет с телефона контролировать, вовремя ли открылся магазин, или покупатели смогут расплачиваться телефоном, не имея ни наличных денег, ни пластиковой карточки, или кассовая программа будет подсказывать продавцу товары, которые чаще всего покупают вместе с тем, что он сейчас "пробивает". Предпринимателю предстоит либо разобраться в вопросе самостоятельно, либо найти поставщика решения, которому нужно правильно сформулировать задачу, заплатить и надеяться, что результат будет соответствовать тому, что нарисовал себе в голове предприниматель. А это далеко не факт.
"Еще не факт, что конкретный специалист выполнит работу с учетом возможных будущих изменений. Например, сегодня предприниматель хочет получать СМС, вовремя ли открылся магазин, а завтра захочет получать СМС с текущей выручкой, - продолжает Антон Еликов. - Все это приводит к тому, что даже когда предприниматель находит время на поиск и изучение новых технологий, он чаще всего садится "на иглу" непрерывной доработки. Парадокс в том, что таких предпринимателей в России – примерно 400 тысяч, желающих на них заработать - 50 тысяч, а тех, кто хочет и может помочь, - единицы".