Долги сети "Метрика" превысили 2 млрд рублей. Ее владельцу Евгению Лебедеву удалось взять процесс банкротства под контроль. Больше 1 млрд рублей причитается связанным с ним компаниям.
Владельцы сети строительных материалов "Метрика" пытаются спасти розничный бизнес. Пока идет процедура банкротства ООО "Стройбаза Рыбинская Маркет" ("СБР Маркет") — операционной компании, которая заключала контракты с поставщиками, владельцы избавляются от непрофильных активов и консолидируют кредиторскую задолженность.
Знакомые лица
Конкурсное производство по делу о банкротстве ООО "Стройбаза Рыбинская Маркет" началось в июне 2015 года по иску от компании "Грифон", долг перед которой составлял 1,17 млн рублей.
Судя по данным Арбитражного суда по Петербургу и области, сегодня должен был быть рассмотрен отчет конкурсного управляющего Константина Михайлова. Но 18 января он подал ходатайство о продлении конкурсного производства. По его словам, рассмотрено уже 250 требований кредиторов.
На четверку крупнейших кредиторов приходится около 1 млрд рублей из общей суммы долга, кроме них подали требования еще около 60 независимых кредиторов на общую сумму примерно 200 млн рублей, следует из материалов суда. Основной актив "СБР Маркет" — дебиторская задолженность.
Крупнейшие кредиторы — ООО "РИФ" и ООО "Стройформат" (каждый пытается взыскать свыше 400 млн рублей), а также ООО "НЭТ–Эксперт" и ООО "Метросфера" (около 200 млн рублей каждый). При этом у ООО "Стройформат" и ООО "Метросфера" прослеживается прямая связь с ООО "Стройбаза Рыбинская Маркет".
По данным
СПАРК
, основной владелец ООО "Стройформат" (99%) и ООО "Метросфера" (90%) — ООО "Корпорация СБР". В свою очередь, "Корпорация СБР" на 80% принадлежит Евгению Лебедеву и на 20% — Оксане Лалаянц.
ООО "РИФ" сформировало общую сумму требований, скупив с июля прошлого года более 20 требований у поставщиков "Метрики". По данным СПАРК, ООО "РИФ" на 100% принадлежит Владимиру Лысенко, который в 2004 году возглавлял одну из компаний Евгения Лебедева — ГК "Василевс". Правда, нынешние сотрудники компании не знают такого человека.
Ретейлера подвел быстрый рост
ООО "СБР–маркет" входит в "Корпорацию СБР" Евгения Лебедева, который в прошлом году попал в рейтинг петербургских миллиардеров с состоянием 9 млрд рублей.
Евгений Лебедев начал торговать стройматериалами еще в 1995 году. Первый DIY–магазин "Метрика" он открыл в 2001 году, спустя 8 лет корпорация начала экспансию в регионы и стала самой быстрорастущей сетью в стране.
Проблемы у сети "Метрика" начались еще весной прошлого года: ретейлер вдвое сократил розничную сеть по России, а поставщики пошли в арбитражный суд, чтобы взыскать с него долги. До этого обороты компании росли в течение нескольких лет. На пике развития — в июле 2014 года — сеть "Метрика" насчитывала 112 магазинов, спустя год продолжила работу только треть объектов.
По данным "Инфолайн", всего за год выручка "Метрики" сократилась в 2,5 раза, с 11,7 млрд рублей в 2014 году до примерно 4 млрд рублей в прошлом.
Кстати, сейчас "СБР Маркет" уже не принадлежит Евгению Лебедеву. По данным СПАРК, с июля прошлого года 100% ООО "Стройбаза Рыбинская Маркет" владеет некий Станислав Затван.
Надежды на продолжение банкета
Сейчас сеть "Метрика" насчитывает 31 магазин, из них восемь объектов работают в Петербурге. В компании подчеркивают, что намерены продолжать работу на рынке и здания действующих магазинов не продаются. "Компания стремится снизить кредитный портфель путем продажи ряда объектов, в первую очередь непрофильных. Сделки проводятся с участием заинтересованных сторон и банков–залогодержателей, — говорит гендиректор "Метрики" Кирилл Нещерет.
Евгений Лебедев, купивший в 1990–е годы большой земельный банк в Петербурге и Ленобласти, сейчас пустил эти участки с молотка. Также продается и принадлежащий петербургскому миллиардеру БЦ "Формида". "Давно шла подготовка к продаже земельного участка под жилье на Торфяной дороге площадью около 9 га, также продается участок в Шушарах", — подтверждает генеральный директор компании "Терра Инкогнита" Сергей Федоров.
По его словам, в хорошие времена Евгений Лебедев хотел заниматься в числе прочего девелопментом жилой недвижимости, но сейчас сосредоточился на спасении основного бизнеса. "Сейчас руководство ведет активные переговоры с рядом крупных инвесторов о преобразовании действующего бизнеса компании в гибридный формат онлайн– и офлайн–торговли", — добавляет Кирилл Нещерет.
Желание гарантий
Эксперты не видят препятствий для продолжения работы "Метрики", но вот больших перспектив бизнесу не обещают.
"Насколько мне известно, Евгений Лебедев настроен решительно и рассматривает разные варианты продолжения работы, — говорит Михаил Бурмистров, генеральный директор компании "INFOLine–Аналитика". — Другой вопрос, что бизнес–модель "Метрики", построенная на высоком уровне задолженности перед поставщиками и агрессивном росте сети, очевидно, исчерпала себя".
"Спасет сеть сейчас только экономическое чудо — большие финансовые вливания со стороны", — гораздо менее оптимистичен топ–менеджер одной из петербургских сетей DIY. По его словам, поставщики, которые рискнут сотрудничать с "Метрикой", захотят дополнительных гарантий: работы по предоплате, с минимальной отсрочкой платежа.
Среди сильных сторон ретейлера — наличие в его собственности торговых площадей, а также гибкость, считает Михаил Бурмистров: "Магазины быстро открывались, но при условии плохих результатов от них легко отказывались, руководство всегда оперативно реагировало на изменения рынка".
Хорошо расстались
Удачным завершением процедуры банкротства могут похвастать не многие предприятия. Но, например, собственникам ЗАО "Ливиз" удалось не только взять под контроль банкротство, но и сохранить производство, кредиторы пошли на мировую с компанией.
Девелоперу Артуру Кириленко, обанкротившему свой стройхолдинг "Строймонтаж", тоже удалось урегулировать обязательства перед кредиторами.
“
Нынешняя редакция закона "О банкротстве", конечно, гораздо более прокредиторская, чем предыдущая. А готовится версия еще более прокредиторская. Но даже она позволяет должнику выстроить эффективную схему защиты своих интересов — просто в силу природы института банкротства как инструмента защиты должника. Если брать наш случай, то да, часть активов — на 7–м году банкротства — была продана с торгов. Но они проданы не на условиях кредиторов (за бесценок), а на наших условиях, за нормальные деньги. А пока шла распродажа, они до последнего работали и приносили доход.
Сергей Снопок
основатель холдинга "Фаэтон" (банкротится с 2009 года)
“
Это просто отвратительное банкротство. Здесь 300 крайне обозленных поставщиков, которые 1,5 года не видели денег и считают меня крайним во всех своих бедах. А я получаю за него 30 тыс. рублей в месяц, из которых 25 отдаю за страхование ответственности. Я не могу даже нанять помощника, чтобы разгребать эти тонны бумаги. Все эти полгода я только разбирался в кредиторской задолженности. Только сейчас начинаю работать с дебиторкой, которая является основным активом банкрота: ведь это была операционная компания, посредник между розницей "Метрики" и поставщиками, через нее шли лишь денежные потоки.
Константин Михайлов
конкурсный управляющий ООО "Стройбаза Рыбинская Маркет"