Губернатор Ленобласти хочет запретить продажу крепкого алкоголя лицам младше 21 года. У ретейлеров идея вызвала удивление: в регионе много магазинов торгуют без чеков, про ЕГАИС не слышали, и никто не боится потерять лицензию, так как ее просто нет.
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко инициирует изменения в федеральный закон о розничной продаже алкогольной продукции. Он хочет запретить продажу алкоголя с содержанием этилового спирта выше 18% лицам до 21 года по всей стране и разработал соответствующую законодательную инициативу, которую сейчас рассматривает комиссия Законодательного собрания Ленобласти.
В пояснительной записке указывается, что изменения в закон необходимы для сохранения здоровья граждан, и приводятся данные ВОЗ, согласно которым Россия находится на четвертом месте в "алкогольном" рейтинге, а на душу населения потребляется 15,1 л чистого спирта в год. "Как показывают социологические и психологические исследования, 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя", — сказано в пояснении.
После утверждения ЗС, которое обладает правом законодательной инициативы, направит его на рассмотрение в Госдуму. Скорее всего, это произойдет 27 января в первую сессию текущего года.
Об ограничении продажи алкоголя гражданам до 21 года глава региона говорил еще летом, будучи в статусе и.о. губернатора перед выборами, но до реальных шагов вопрос дошел только сейчас. Изначально поводом для таких шагов стала инициатива прокуратуры Ленобласти, которая предлагала запретить розничную торговлю алкоголем в Международный день детей, 1 июня, День молодежи, 27 июня, День знаний, 1 сентября, но эта идея не нашла отклика у областных парламентариев. Сейчас продажа алкоголя в Ленобласти запрещена с 22:00 до 09:00.
Продажи алкоголя в стране, тыс. дал
Источник: данные "Росстата"
"Какова будет судьба этой инициативы, сейчас сказать сложно. Возможно, с учетом популярности запретительных законопроектов, забота областных депутатов о здоровье молодежи и найдет свой отклик у их старших товарищей. Но можно сказать точно, что напомнить о себе на федеральном уровне у них получится", — говорит старший партнер юрфирмы "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев. Он добавляет, что хотя право выступать с законодательной инициативой у региональных органов есть, но пользуются они им довольно редко. Основное количество законопроектов поступает от депутатов Госдумы или из Совета Федерации.
"В последнее время у меня возникает ощущение, что все законодательные ограничения принимаются для того, чтобы усложнить жизнь добропорядочным исполнителям законов, — сетует Александр Мышинский, генеральный директор ГК "Реал", — судите сами — пока мы учимся работать с ЕГАИС, тратим время и деньги, в некоторых магазинах спокойно продолжают продажу нелегального алкоголя". По его словам, в той же Ленобласти очень много магазинов торгуют вообще без чеков, про ЕГАИС не слышали и бояться им нечего — лицензию не отнимут, потому что ее нет. А подростки спокойно находят места, где могут без проблем купить спиртное, рискуя при этом здоровьем.
"Если до кризиса подобную инициативу можно было объяснить желанием пиара, то сейчас есть гораздо более важные проблемы, никто ни в Госдуме, ни в стране не обратит внимания на инициативу губернатора Ленобласти", — категоричен Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. По его словам, ограничение возраста покупателя не имеет смысла, поскольку даже сейчас, при наличии ценза в 18 лет, употребление алкоголя начинается в 13 лет, и это признает даже Минздрав.
"Ни расстояние до школы, ни время торговли, ни возраст покупателя не влияют на потребление алкоголя, действительно сократить алкоголизацию населения может только улучшение его качества жизни", — говорит Вадим Дробиз. Люди, которые получают более высокую зарплату, покупают более дорогой алкоголь и делают это реже.
По данным ЦИФРРА, алкогольный рынок сокращается. Так, потребление игристых вин в 2015 году сократилось на 7%, до 245 млн л, коньяка — на 5%, до 110 млн л, пива — на 2,5%, до 8800 млн л. Страдают и продажи крепкого алкоголя, хотя темпы падения продаж водки снизились с 13% до 7,5%.