Небольшие заводы по производству товарных ЖБИ закрываются, не выдерживая отсутствия заказов. Участники рынка говорят, что в наступившем году многие покинут рынок, что связано как с экономической ситуацией, так и с переизбытком мощностей.
Сбербанк подал иск о банкротстве ООО «ОтКом», с конца 2015 года предприятие приостановило работу, сотрудники в отпусках. Компания преимущественно производила железобетонные плиты, по которым ездит строительная техника. Проблема возникла с выплатой кредита в 40 млн рублей, который брали в 2013 году на небольшую модернизацию.
«Мы рассчитывали погасить этот кредит в течение 1,5-2 лет, но не получилось, потому что с 2015 года нет заказов, нечем отдавать долг. Мы по возможности пытаемся оттянуть выплату кредита, ведем переговоры с банком, чтобы наше имущество не ушло с молотка», — поясняет Олег Пономарев, генеральный директор ООО «ОтКом».
По его словам, в плане продаж хорошими были 2013 и 2014 годы, зато в 2015 году рынок просел на 80%. «В прошлые январские праздники мы работали очень активно, а сейчас, после праздников, нет ни одного заказа. Ушли с рынка наши основные клиенты – «Мостоотряд-19» и «Мостоотряд-6». И получается, что наша продукция стала ненужной. На рынке дорожного строительства работают турки, но с ними работать сложно, у них такие условия по сотрудничеству, что нам это неинтересно», – поясняет он.
Банкротит Сбербанк и ООО «ЛенПромБетон». Это связано с тем, что компания выступала поручителем за Петербургскую лизинговую компанию. «Руководитель отдела продаж компании Владислав Габайдулин отмечает, что производство действительно испытывает сложности, поскольку работает в узком сегменте – ЖБИ для железнодорожного строительства.
«Пока мы работаем на заказах, полученных еще в 2011 году и еще не завершенных, в частности, это железнодорожная линия Выборг – Приморск. По сравнению с 2013 годом в 2014 году падение заказов составило около 50%. Что касается 2015-го, то тут с заказами было даже получше, чем в 2014-м, за счет проектов по строительству железнодорожных веток, подъездов к разным объектам. Мы даже возили свою продукцию на Восточный космодром, но эти поставки не оправдали себя, получается очень дорого. И сейчас нет никаких оснований для улучшения спроса на нашу продукцию. Единственное, что мы можем, – это улучшить качество работы и постараться получить какие-то заказы в своем сегменте раньше конкурентов», – поясняет он.
Коснулась ситуация на рынке и крупных производителей ЖБИ в сегменте панельного домостроения. Банк Москвы банкротит старейший в Ленобласти завод по производству ЖБИ «211-КЖБИ», что связано с проблемами головной компании, которая занималась строительством жилья для военных.
Не работает ЗАО «ДСК-Войсковицы», принадлежащее банкротящемуся «СУ-155». Однако банк «Российский капитал» (занимается санацией компании) его намерен финансировать для запуска производства, чтобы обеспечить материалами стройки «СУ-155».
По данным консалтинговой группы «Решение», в городе и области около 90 предприятий так или иначе предлагают ЖБИ, и многие из них очень небольшие. Рынок товарных ЖБИ (сваи, лестничные марши, шахты лифтов, балки, кольца и т. п.) в 2013 году составлял около 780 тыс. м3, а в 2015-м – около 700 тыс. м3, рынок полносборного железобетона (крупнопанельное домостроение для домов под ключ) – 650 и 745 тыс. м3 соответственно.
Коммерческий директор «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» Петр Забегаевский констатирует, что емкость рынка, безусловно, сократилась. «Однако это не связано с закрытием предприятий – производителей строительных материалов. Как раз наоборот: банкротство и сворачивание деятельности производителей строительных материалов происходит вследствие сокращения объемов потребления со стороны строительных компаний. То есть можно говорить о сокращении емкости рынка ЖБИ в силу падения потребности в строительных материалах. Это следствие кризисных явлений, ухудшения доступа строительных компаний к кредитным ресурсам, падения покупательского проса со стороны физических лиц. Рынок в 2015 году сократился, и в нынешнем году тенденция, вероятно, сохранится», – говорит он.
При этом, по его словам, для рынка ЖБИ традиционно характерно наличие избытка производственных мощностей, в первую очередь по типовым видам изделий – дорожным плитам, лоткам, вентиляционным блокам. «Давление на рынок оказывают также товары-заменители: трубы из железобетона практически полностью вытеснены пластиком, железобетонные заборы вытесняются профлистом. Вместо забивных свай в ряде случаев используется технология буронабивных свай, что связано с низкой ценой на бетон, и т. д.», – добавляет он.
Кроме того, говорит Петр Забегаевский, обострилась ценовая конкуренция, притом что цены на энергоносители, на транспортные услуги, на материалы для производства ЖБИ растут. «Предприятия работают зачастую с нулевой прибылью. Думаю, что череда банкротств еще впереди, и в первую очередь это касается некрупных компаний, которые не имеют запасной финансовой подушки безопасности», – подытоживает он.
Вячеслав Засухин
, директор по продажам и маркетингу ЗАО «БетСет», говорит, что любое предприятие, которое производит стеновые панели на сумму менее 700 млн рублей, – либо потенциальный банкрот, либо, если оно недавно работает, точно не вернет вложенные инвестиции.
«Объемы сокращались у многих крупных предприятий (например, «Баррикады»), у некоторых ранее крупных ДСК возникали проблемы (например, «ДСК-З»). Но все эти изменения в компаниях происходили под действием общей рыночной ситуации, к которой нынешний кризис имеет малое отношение. Существующие экономические проблемы лишь ускорили процессы на рынке, происходившие в последние 5 лет», – говорит Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение».