На этой неделе произошло событие, которое войдет в историю: был учрежден Почта Банк. "ДП" выяснил, как новый игрок-лоукостер изменит российский банковский бизнес и кому составит серьезную конкуренцию.
На этой неделе идея, которая обсуждалась без малого 15 лет, наконец нашла свое воплощение: в четверг, 28 января, ВТБ подписал с "Почтой России" необходимый пакет документов для создания Почта Банка. Новый банк создали на базе Лето-банка, который входит в группу "ВТБ". В результате сделки дочерней структуре "Почты России" принадлежит 50% минус 1 акция Лето-банка. ВТБ собирается инвестировать в новый банк от 16 до 20 млрд рублей.
Фактически банк начнет свою работу после перехода прав собственности на приобретенные акции к "Почтовым финансам" —ориентировочно спустя 30 рабочих дней с даты вступления в силу подписанных документов о создании банка, то есть в марте. Так, у игроков российского финансового рынка осталось не так много времени, чтобы подготовиться к приходу крупного федерального игрока.
Лоукостер для пенсионеров
Это проект с большими амбициями. Главным его преимуществом станет развернутая по всей России сеть почтовых отделений. За 3 года c начала проекта запланировано открытие более 20 тыс. окон банка в 15 тыс. отделениях почтовой связи. В 2016 году — не менее 6,5 тыс. окон в 3,5 тыс. отделений почты. Основные банковские продукты станут доступны в отдаленной сельской местности. Целевая аудитория банка — массовый и нижнемассовый клиентский сегмент. Также известно, что около трети его клиентской базы составят пенсионеры.
"Идея банка — это лоукост. Мы вообще считаем, что в банковской сфере пришло время лоукоста. Новый почтовый банк, его основная функция — это банк текущих счетов", — говорил в сентябре председатель правления Лето-банка Дмитрий Руденко, который возглавит новый банк.
Что касается продуктов, то в первую очередь банк предложит клиентам линейку срочных вкладов, сберегательные счета, кредитные и расчетные карты, услуги по платежам и переводам, в том числе через Интернет и мобильный банк, выплату пенсий, будут выдаваться кредитные продукты, рассказали в пресс-службе Лето-банка. Планируется также создать ряд продуктов для пенсионеров на особых условиях. Также клиенты смогут приобрести коробочные продукты банка, в том числе юридические услуги, страхование, кредитные истории и т. п.
Удар по рознице
Исходя из этой продуктовой линейки, главными конкурентами "Почта банка" называют банки-монолайнеры с большой офисной сетью, при этом скорее в удаленных регионах с неразвитой финансовой инфраструктурой, чем в крупных и средних городах. Также в целом его заметит весь российский рынок розничного кредитования.
"В среднесрочной перспективе Почта Банк вполне может занять до 10% рынка розничного кредитования, — говорит председатель правления банка "Восточный" Алексей Кордичев. — Дмитрий Руденко является одним из лучших профессионалов в банковской сфере, и я уверен, что ему и его команде удастся показать неплохой результат".
Приход нового конкурента станет для розничных банков ударом на фоне глубокого кризиса в сегменте: падают потребительский спрос, реальные доходы населения и объемы розничной торговли. Прибыль розничных банков в 2015 году составила 4,7 млрд рублей, это в 2,5 раза меньше, чем в 2014 году.
Однако, по словам Алексея Кордичева, катастрофой это не станет, потому что розничный рынок достаточно хорошо распределен по клиентским сегментам и соответствующим банкам. "Тем более что с рынка ушло большое количество игроков, и Почта Банк скорее займет их долю, чем потеснит действующих участников", — добавил он.
Нелегкие условия на рынке могут также поставить под вопрос быструю окупаемость самого Почта Банка, добавляет директор Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка Андрей Почеснев. "Так как инвестиции в оборудование 42 тыс. помещений в соответствии с требованиями банковского законодательства, развитие IT-инфраструктуры, обучение персонала и маркетинг потребуют от Почта Банка колоссальных затрат", — говорит он.
Почта потеснит Сбербанк
Линейка продуктов Почта Банка идентична услугам Сбербанка, как говорят большинство опрошенных игроков рынка, Сбербанк прочно закрепил за собой имидж банка, обслуживающего людей пенсионного возраста. Именно в этом сегменте будущий Почта Банк может занять нишу благодаря существующей инфраструктуре.
В то же время, согласно прогнозам, у федерального игрока будут достаточно жесткие требования к заемщикам, которые необходимы для банков, которые ориентируются на массовый и нижнемассовый клиентский сегмент, возможно, они будут даже более жесткими, чем у Сбербанка.
"Не нужно рассчитывать, что банк будет иметь высокий процент одобрения заявок на кредиты. Отсутствие кредитной истории заемщика — один из стоп-факторов для всех банков. Работа над качеством кредитного портфеля станет одной из ключевых задач Почта Банка", — считает операционный директор сервиса онлайн-кредитования Moneyman Александр Дунаев.
Онлайн в безопасности
В определенной степени стоит беспокоиться и микрофинансовым организациям. "Создатели проекта говорят о среднем размере выдаваемого кредита в 110 тыс. рублей, что подтверждает усиление конкуренции именно среди крупных финорганизаций. Правда, надо заметить, что по картам планируется кредитование в среднем в размере 15-17 тыс., что может составить в какой-то мере конкуренцию офлайн-МФО, выдающим займы до 30 тыс. рублей и более", — считает генеральный директор сервиса онлайн-займов "Робот Займер" Сергей Седов.
Однако онлайн-МФО выход Почта Банка на рынок вряд ли заметят. "Ориентация на онлайн-кредитование поможет остаться в выигрыше, Почта Банк вряд ли до 2023 года сможет выйти на этот рынок", — говорит генеральный директор онлайн-сервиса микрокредитования "Честное слово" Андрей Петков.
В целом,
как ранее писал "ДП"
, Почта Банку придется серьезно поработать над тем, чтобы преодолеть стереотипы, которые сложились вокруг бренда "Почты России", отсылка к которому есть в названии.
"На мой взгляд, назвать банк почтой — не самое лучшее решение. "Почта России" — большая серьезная компания, которую на протяжении десятилетий преследует не очень хорошая слава ввиду длительных задержек почтовых отправлений, поврежденных упаковок и пр. Уничтожить негативное влияние бренда — дело не одного года, поэтому куда удачнее было бы название "Банк "Почтовый", — рассуждает Андрей Петков.