Центробанк оставил ключевую ставку в 11% для поддержки курса рубля. Регулятор объяснил решение новой волной снижения нефтяных цен и инфляционными рисками. Даже несмотря на решение американских коллег сохранить свою ставку, в ЦБ решили не рисковать. Более того, ЦБ не исключил повышения ставки, если ситуация ухудшится.
Центробанк оставил ключевую ставку в 11% для поддержки курса рубля. Регулятор объяснил решение новой волной снижения нефтяных цен и инфляционными рисками. Даже несмотря на решение американских коллег сохранить свою ставку, в ЦБ решили не рисковать.
Политику невмешательства в Центробанке предпочитают с августа — регулятор оставляет ставку неизменной уже четвертое заседание подряд. С декабрьской встречи совета директоров риски для ценовой стабильности увеличились, отмечается в пресс-релизе. Среди причин все те же избыток предложения нефти, замедление роста Китая, а также повышение процентной ставки ФРС США. Все это обвалило цены на нефть — амплитуда колебаний цен российских активов и курса рубля выросла.
Изменения ключевой ставки
Источник: Данные ЦБ
В ЦБ учитывали экономическую ситуацию в РФ: риск продолжения спада вырос, долговая нагрузка российских компаний высокая. Обращали экономисты внимание и на процентные риски для банков и их заемщиков, говорится в сообщении.
Этот пассаж немного напоминает оправдание на тему "почему мы не повысили ставку, а оставили все как есть". Некоторые аналитики еще недавно опасались, что ставку поднимут до 12%, но только в случае ухода курса доллара выше 85 рублей.
Впрочем, регулятор не исключил, что в дальнейшем ставка может и вырасти. Итоги предыдущих заседаний наоборот сопровождались увещеваниями о том, что показатель продолжат снижать ставку, но потом. Следующее заседание ЦБ по этому поводу пройдет 18 марта.
Недельная инфляция (с 19 по 25 января) составила 0,2%, с начала года — 0,7%. Индекс потребительских цен в годовом выражении замедлился до 10,2-10,3% с 11,8% неделей ранее. Во многом это связано с высокой базой прошлого года. В опубликованном 20 января комментарии ЦБ прогнозировал, что январь закроется с годовой инфляцией на уровне 9,7-10%. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев накануне заявил, что в январе годовая инфляция составит около 10%.
По итогам I квартала 2016 года потребительские цены вырастут на 8-9%, но есть риски, что во II квартале 2016 года годовая инфляция ускорится, в том числе из-за эффекта низкой базы, объясняют в ЦБ свою предосторожность, однако затем снижение цен должно возобновиться. Несмотря на то, что падение курса рубля до рекордных минимумов еще приведет к новому витку инфляции, тенденция к ее замедлению сохранится, согласны в Sberbank CIB, а ЦБ возобновит снижение ставки уже во II квартале.
Долгосрочные цели по инфляции не изменилась, сдвинулись только сроки: менее 7% в январе 2017 года и 4% к его концу. Но риски отклонения инфляции от второго пункта возросли. В ближайшие два года, предполагают в ЦБ, окажутся ниже, чем хотелось бы. Частично это будет компенсировать плавающий курс рубля. Тем не менее, в этом году ВВП упадет значительнее, чем прогнозировалось ранее, а немного расти начнет лишь в 2017 году.
Инфляция снижается еще и потому, что падает потребление — это признают и в ЦБ. Так, по итогам декабря объем розничной торговли упал на 15,3% в годовом выражении. Реальные зарплаты, по данным Росстата, в декабре снизились на 10% в годовом выражении. Россияне, обедневшие после резкой девальвации рубля в декабре 2014 года и логично подскочившей вслед за этим инфляции стали меньше тратить сейчас.
Впрочем, ситуация немного выправляется, о чем свидетельствует и сегодняшняя статистика НБКИ. Падение темпов выдачи розничных кредитов по итогам VI квартала в целом замедлилось до 15,24% по сравнению с прошлым годом. Лучше всего ситуация с беззалоговыми кредитами: падение по потребительским кредитам снизилось с 53% в I квартале до 14,23%, кредитные карты выросли с отрицательных 58% до 13%.
А вот ипотека, по данным НБКИ, выправилась не так хорошо, даже несмотря на господдержку — с 52% в I квартале до 21 % в IV, автокредиты, показывавшие было рост во II (-30%) и в III кварталах (-27%), резко упали до 40%. Однако, это легко списать на потребительский бум декабря 2014 года, когда россияне в ожидании еще большей девальвации вкладывались в недвижимость, автомобили и другие товары длительного пользования. В декабре 2015 года подобного не наблюдалось.
Подобное решение ЦБ выглядит вполне оправданным, потому и на рынке особой реакции не последовало, говорят в "Альпари" и "БКС Экспресс".
Накануне заседания на рынке были уверены, что Центробанк снова сохранит ключевую ставку. Аналитики опирались и на нестабильность валютных курсов, и на проистекающие из этого риски инфляции. С другой стороны, после решения ФРС, принятого в среду, 27 января, сохранить базовую ставку на уровне 0,5%, у ЦБ стало одним поводом для беспокойства меньше.
Доллар не стал укрепляться, а это в свою очередь помогло росту цен на нефть, номинированных в американской валюте. Вчера, 28 января, цена эталонного сорта Brent в моменте превышала $35 за мартовскую поставку.
Нефть дорожала, отыгрывая решение американского регулятора, даже несмотря на ужасающую статистику прироста запасов в американских хранилищах — на 8 млн баррелей. Помогли росту и слухи о возможной координации действий России и ОПЕК по сокращению добычи. Основания для вчерашнего повышения цен на нефть были довольно ненадежными, сетуют в Sberbank CIB, и ЦБ, к сожалению, приходится это учитывать.
У рубля есть немалое пространство для маневра вниз: даже для $35 за баррель, рубль выглядит переукрепленным. Учитывая рублевую стоимость бочки, заложенную в бюджет, курс доллара должен находиться в районе 90 рублей. Сегодня же биржевой курс доллара на открытии торгов падал ниже 75 рублей.
Однако, отклонение курса доллара в рублях и ценой нефти в последнее время увеличилось. Возможно, дело в ожиданиях сокращения расходов бюджета, о которых заговорили, едва приняв бюджет действующий. В главном финансовом документе страны намерены переписать и среднегодовую цену на нефть. Сейчас она составляет $50 при курсе американской валюты в 61 рубль.
Об отвязке курса рубля от цен на нефть на недавней коллегии Минфина говорила и Эльвира Набиуллина. Она опиралась на статистику экспорта, доля нефти в котором упала с 67% в конце 2013 года до 48% в декабре 2015 года. Однако, это звучит несколько лукаво: с 2013 года нефть подешевела больше чем втрое.