"Ростех" решил возобновить производство советского фотоаппарата "Зенит". "ДП" предположил, какие советские бренды, вызывающие чувство ностальгии, можно было бы возродить сегодня.
Госкорпорация "Ростех" возобновляет производство советских фотоаппаратов "Зенит" на Красногорском механическом заводе. Фотоаппарат, производство которого закончилось в начале 1960-х, спустя 50 лет остается одним из самых востребованных. У возрождающегося бренда будет новая стратегия: "Ростех" хочет сделать "Зенит" люксовым фотоаппаратом по аналогии с Leica.
"ДП" подумал, какие советские бренды могли бы вызвать столько же ностальгии и принести неплохую прибыль тем, кто их возродит.
1. Сеть "Березка"
Сеть "Березка", основанная в 1964 году и ликвидированная в середине 1990-х за нерентабельностью, могла бы быть вполне успешной в нынешние времена продуктового эмбарго. Во времена дефицита в магазинах этой сети, которые располагались в Москве, Ленинграде, крупных областных центрах и некоторых портовых городах, можно было достать дефицитные бакалейные товары, сигареты и спиртное, а также меха и сувениры.
Сходить в магазин "Березка" было все равно что съездить за границу: большую часть ассортимента составляли импортные товары, расчет за них шел в долларах и франках, с 1977 года существовали специальные чеки, по которым можно было совершить покупку в "Березке". Однако доступ в магазины сети был не у каждого: совершать покупки там могла только привилегированная каста покупателей — заграничные гости, советские дипломаты и их семьи и некоторые советские специалисты, которые работали за границей. Людей, у которых не было специальных сертификатов на вход и валюты, швейцар не пропускал на входе.
2. Автомобиль "Чайка"
Автомобиль "Чайка", одна из моделей Горьковского автозавода, — мечта каждого советского чиновника и самый желанный подарок на свадьбу каждого советского человека, не производится с 1988 года. Изначально легендарный автомобиль разрабатывали исключительно для перевозки членов Политбюро, немного позже эту машину разрешили иметь министрам, генералитету, советским и зарубежным послам. Хрущев дарил "Чайку" только избранным: ее получили Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова и Фидель Кастро.
Семиместный автомобиль по уровню комфорта был сопоставим с американскими шоссейными "дредноутами" и мог развивать скорость до 175 км/ч благодаря восьмицилиндровому 220-сильному двигателю. Дизайн "Чайки" тоже был навеян образцами американских производителей и был совершенно непривычен советским гражданам, привыкшим к простым и мрачноватым ЗИМам. Этот автомобиль до сих пор ассоциируется с элементом некоего советского шика, чувством исключительности, которое было особенно ценным во времена однообразного быта.
Спрос на этот автомобиль сохраняется и сейчас: по крайней мере, взять "Чайку" в аренду в Петербурге по цене сопоставимо с арендой нового автомобиля представительского класса. Особенно популярно арендовать "Чайку" на свадьбу: она дает фору многим лимузинам по части легкости и компактности.
3. Пианино "Красный октябрь"
Пианино "Красный октябрь" начали выпускать еще до революции на фабрике "Беккер", ее основателем был немец Якоб Беккер. До революции инструменты этой фабрики были в почете: о них хорошо отзывались Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Николай Римский-Корсаков, даже император Николай ІІ купил такой рояль для супруги Александры Федоровны. В 1918 году фабрику национализировали, открыли на ней кустарное производство, полноценные инструменты на беккеровской фабрике начали вновь производить в 1927 году.
С тех пор фабрика переживала разные периоды — взлеты и падения, порой пианино беккеровской фабрики считались самыми низкокачественными, а в другие годы о них говорили за границей и засыпали наградами, например, в 1958 году сенсацией стало завоевание инструментом Гран-при на Всемирной промышленной выставке.
В 1996 году фабрику объявили банкротом, а пианино под маркой J. Becker сегодня производят только в Германии. Однако "Красный октябрь" остается одним из главных символов советской эпохи: у многих россиян сохранились пианино этой марки, на них до сих пор учатся играть дети, многие покупают "Красный октябрь" с рук почти за бесценок, в то время как новый инструмент многим не по карману.
4. Обувь "Ленвест"
"Ленвест" — совместное предприятие ленинградской фабрики "Пролетарская победа" и немецкого концерна Salamander, которое выпускало обувь под одноименным брендом с конца 1980-х.
Ботинки, туфли и сапоги "Ленвест" пользовались невероятной популярностью: эта обувь славилась своим качеством, в 1990-х у фирменных магазинов "Ленвеста" нередко образовывались большие очереди, несмотря на то что большая часть ассортимента реализовывалась по талонам. В 1994 году Salamander вышел из состава предприятия, и сейчас лишь один из кооперативов выпускает обувь "Ленвест", но о былых объемах продаж речи уже, конечно, не идет.
5. Авоськи
Легендарное советское изобретение — многоразовые сумки-авоськи, вызывающие у россиян порой не самые приятные ассоциации с временами дефицита, в некоторых странах сделали брендом.
Так, в Чехии и некоторых других европейских странах, а также в США и Мексике сетчатые авоськи называют spider bag. Их ценят за экологичность и за то, что их много использовать много раз, в отличие от пластиковых пакетов.
6. Проднаборы с деликатесами
В 1970-х годах на советских предприятиях выдавались особенные проднаборы с деликатесами, которые было сложно или невозможно достать в советских магазинах (наподобие санкционных продуктов сейчас).
Обычно в такие наборы клали импортную курицу, небольшую баночку икры, растворимый кофе, банку шпротов или кальмаров, сырокопченую колбасу, коробку шоколадных конфет — ингредиенты варьировались в зависимости от сезона и спроса (к примеру, перед Новым годом к проднабору прилагалась бутылка шампанского).
Конечно, проднаборы не были отдельной торговой маркой, это было скорее поощрение для сотрудников. Выпускать санкционные продукты в таких наборах сейчас не позволит закон, однако есть обходные пути, которые позволяют достать санкционные продукты: импортные сыры, которые долго хранятся, остались на складах отдельных ретейлеров, многие продукты, наподобие хамона и тех же сыров, уже производят в России. "Антисанкционные" проднаборы, собранные из подобных продуктов, могли бы быть довольно популярными сейчас.
И хотя в Советском Союзе никто не занимался маркетинговыми стратегиями, именно в СССР родились сильные бренды, которые продолжают жить и хорошо продаваться и сегодня. Nestle не прогадала, возродив марки мороженого "Эскимо" и "48 копеек", на Петродворцовом часовом заводе "Ракета" в прошлом году возродили сборку наручных часов "Победа", в 2004 году была создана "Электробритва-Харьков", которая выкупила права на одноименную торговую марку, S.P.I. Group успела в 1997 году запатентовать "Столичную" водку, три завода, в том числе петербургское ЗАО "Игристые вина", выпускают "Советское" шампанское, а "Красный октябрь" — шоколад "Аленка", а завод "Карат" спасает россиян от дефицита во времена эмбарго старым добрым плавленым сыром "Дружба".