За год РФ увеличила вложения в облигации США на $6,1 млрд. По факту Россия стабильно занимает США деньги, что вызывает множество вопросов у населения. "ДП" рассказывает, почему это нормально, и объясняет, что Эльвира Набиуллина — не агент Госдепа.
В обнародованном накануне докладе минфина США сказано, что с декабря 2014-го по декабрь 2015 года Россия увеличила свои вложения в американский госдолг на $6,1 млрд. Итого в ценных бумагах правительства США теперь хранится $92,1 млрд российских резервов. Каждая подобная новость традиционно вызывает бурю комментариев о предатальстве национальных интересов и спонсировании мировой гегемонии.
В основном подобными высказываниями отличаются тролли на зарплате. Удивление рядовых читателей сводится к простым вопросам "зачем?" и "доколе?". Подобное удивление выглядит вроде бы даже логично: самим уже есть скоро будет нечего, а мы еще и американцев подкармливаем. Но если разобраться, ничего удивительного тут нет. Облигации, а тем более американские — один из самых надежных в мире инвестиционных инструментов.
Как и в случае с корпоративными бумагами, государственные долговые бумаги выпускают, когда бюджету нужны дополнительные средства, а взять их больше неоткуда. Разброс по срокам погашения — от месяца до 30 лет. Чем дольше срок, тем выше доходность. Скажем, доходность 30-летних US Treasuries на вторичном рынке сегодня составляет чуть выше 2,65%. Такая низкая, казалось бы, ставка смущать не должна: главное, на что обращают внимание инвесторы в плане американских бумаг, — их надежность.
По данным американского минфина на 12 февраля, госдолг США превышал $19,016 трлн. Из них в руках частных инвесторов и иностранных компаний долг на $13,694 трлн, что уже говорит о доверии. Отметку в $19 трлн долг превысил в начале февраля. В вышедшем в те дни материале The Washington Times отмечалось, что Америку до жизни такой довел Барак Обама, вступивший в должность с долгом в $10,6 трлн. В Белом доме парировали, мол, это последствия непродуманной политики президентов-республиканцев. Кто виноват, не так уж важно, главное — что от долга никто не собирается отказываться.
По данным ЦБ РФ на 5 февраля, объем золотовалютных резервов России составлял $376,7 млрд. Однако точную структуру валютных вложений ЦБ публикует с полугодовым лагом из-за чувствительности мировых цен к действиям крупных игроков. По данным на 30 июня 2015 года, на долю госбумаг разных стран пришлось 74,9% валютных вложений — $257,1 млрд. При этом в прошлом году она составляла 80,8%. На депозитах ЦБ хранил $44,5 млрд (12,9%), еще $33,1 млрд (9,7%) приходилось на кредиты российским банкам.
Если же посмотреть на структуру вложений валюты по странам, то выяснится, что США не на первом месте. Новости о покупке облигаций Франции Интернет почему-то не взрывают, тогда как именно Франция стоит на первом месте — 26,3%, США с 21,6% — на втором, на третьем с 14,1% — Россия, на четвертом с 12,3% — Германия. "Суверенный рейтинг Франции почти такой же, как у Германии, а доходность бумаг выше, — объясняет аналитик ГК Exness Сергей Кочергин. — Скажем, десятилетние облигации сегодня приносят 0,65 и 0,27%"
В свежем отчете американского минфина также уточняется, что Россия далеко не главный покупатель их облигаций, она лишь на 15 месте. На первом, как ни странно, Китай с $1,246 трлн, на втором Япония с $1,122 трлн. Эти страны в отсутствии собственного пути развития обвинить точно не получится.
Структура международных резервов России должна подстраиваться под изменения внешней конъюнктуры, именно поэтому она гибкая и эластичная. РФ то сокращает, то увеличивает долю в государственных облигациях США, говорят в "Альпари". Например, с декабря 2014 года года вложения падали: в ноябре они составляли $108,1 млрд, а в апреле — уже $66,5 млрд. В мае, когда ЦБ снова начал покупать валюту, вложения в облигации выросли до $70,6 млрд.
"Это действительно довольно удобный и надежный инструмент с учетом соотношения рисков и доходности. Американские бонды есть в резервах почти каждого крупного государства", — говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. "Покупка долговых бумаг иностранных государств — традиционная практика большинства мировых ЦБ, — добавляет финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев. — Кроме того, что на резервы начисляются проценты, облигации развитых стран обладают высокой ликвидностью — их можнопродать в любой момент".
Альтернативных инструментов для инвестиций достаточно, и ЦБ РФ их использует, пусть и не так широко. Скажем, на 1 февраля на монетарное золото приходился $51,3 млрд из $371,5, на резервную позицию в МВФ — $2,5 млрд, на СДР — $7,8 млрд. По мере роста товарооборота РФ и Китая доля гособлигаций Китая в структуре ЗВР России будет расти, как и доля ОФЗ в структуре ЗВР Китая, рассказывает про альтернативы Сергей Кочергин. Доля гособлигаций США при этом будет уменьшаться.
"Облигации США по-прежнему самые ликвидные в мире, а РФ пока еще большую часть ресурсов продает за доллары США и евро, — говорит эксперт. — Между тем РФ стоит наращивать долю евро и гособлигаций Германии в своих резервах. Иран в этом году планирует получить замороженные ранее активы именно в евро и за них же продавать нефть". Еще один повод избавляться от американских бумаг — ожидание повышения ставки ФРС США, что должно снизить их доходность.