Глава КИО Юлия Лудинова планирует автоматизировать не только торги, но и все согласования по договорам. А "длинных ковшей", как обещают в КИО, петербургские предприниматели могут не бояться.
На встрече с бизнес-сообществом в Санкт-Петербургском союзе предпринимателей глава КИО Юлия Лудинова рассказала, что основной план комитета — полностью перевести аукционы на размещение и аренду всей госсобственности в электронный вид. Сейчас онлайн-торги доступны для размещения объектов нестационарной торговли (НТО), до конца 2016 года в электронную форму переведут торги за нежилые помещения. Сделать то же самое для аренды земельных участков пока не позволяет федеральное законодательство.
Как отметила Юлия Лудинова, в онлайн-форме уже прошли пять аукционов и от спекуляций новая площадка не спасла. На трех первых лотах цены выросли в 2-3 раза, а вот победителей остальных торгов найти не удалось. Предложив ставку за двухметровые участки на Дворцовой пл. и Невском пр. около 5 млн рублей, в 146 раз больше начальной ставки, победитель исчез, а на звонки в компанию отвечал секретарь, который про торги не знает. «Зато такая форма помогает избежать попыток договориться лично; на площадку на Лиговском пр. нам нередко приходилось вызывать полицию, — вспоминает Юлия Лудинова. — Кроме того, расширилась зона конкуренции: площадка всероссийская, и участвовать могут компании из других регионов». Гендиректор НПП «Спецтехноприбор» Леонид Аронов отметил, что, отстраняя от торгов недобросовестных участников (это делается на 2 года), комитет должен продумать систему поиска аффилированных лиц. «Перерегистрировать компанию можно за 3 дня и снова начать срывать торги», — поясняет он.
Ковшей не будет
Московские новости о сносе сотен киосков за одну ночь вызвали у петербургского бизнеса беспокойство: предприниматели боятся, что то же самое может повториться у нас. Несколько участников дискуссии отметили, что в СМИ сразу после «ночи длинных ковшей» появились заголовки «В Петербурге снесут 400 киосков». Типовой договор с КИО, считают предприниматели, не защищает арендатора: например, его всегда можно расторгнуть по «градостроительным соображениям» (при этом далеко не все инвестпроекты после массовых расторжений договоров реализуются). Лудинова успокоила: несмотря на то что право собственности на НТО не оформляется, никаких рейдов и массовых сносов в Петербурге не будет — хотя бы потому, что городской бюджет не готов тратить несколько миллиардов рублей на сносы, и столько же — на возмещение потерь бизнесу.
Неспешные договоры
Через час обсуждения проблем встреча превратилась в «подачу челобитных»: предприниматели рассказывали о проблемах и просили главу КИО помочь. Например, компания «Сады Петербурга» попросила помощи в поиске участка для плодовых деревьев, а предприниматели с цветочного рынка Северного кладбища рассказали, что после передачи их участка в ведение муниципалов они превратились в субарендаторов и рискуют потерять места из-за того, что муниципальные власти задерживают оплату КИО.
При этом почти все жаловались на долгую регистрацию договоров и ответы КИО: на некоторые письма чиновники не отвечают с лета. Лудинова пояснила, что отчасти дело в реорганизации комитета: районные КУГИ часть документов просто потеряли. «Регистрация и правда затягивается: от заявки до договора проходит полгода, — продолжает она. — 3 месяца мы доказывали Росреестру, что не должны платить пошлину, но теперь работа восстановлена. Также мы хотим ввести электронную форму согласований, как в ГАТИ, — это сильно ускорит процесс».