Выборы в Госдуму и ЗС впервые за много лет пройдут в условиях экономического падения. Куратор выборов Вячеслав Володин пообещал, что они будут честными и прозрачными. "ДП" выяснил, как бизнесмены собираются этим воспользоваться.
Кампания по выборам в Государственную думу РФ и Законодательное собрание Петербурга выходит на финишную прямую. Именно сейчас тот самый период, когда потенциальные кандидаты должны принимать решение о своем участии; судя по количеству вопросов, которые задают читатели "ДП", среди бизнесменов таких желающих немало. Но в работе депутата есть и ограничения. Например, он не может заниматься предпринимательством, так что, если кто–то намерен принять участие в гонке, самое время начинать переписывать бизнес на родственников и друзей. Вот с прошлого понедельника в "Единой России" начался прием заявок на участие в праймериз — он продлится до середины апреля. Желающему принять участие уже к моменту выдвижения нужно распрощаться с зарубежными счетами и ценными бумагами.
Впрочем, источники "ДП" сообщают о планах властей перевести часть депутатов городского парламента следующего созыва на работу на освобожденной основе. У таких парламентариев не будет депутатской зарплаты, а соответственно, и ограничений, связанных с трудовой деятельностью.
Принято считать, что выборы в России — так уж сложилось — дело предрешенное. Во многом так оно и было. Консенсус тучных лет, предопределенный делом Ходорковского, заключался в том, что никто даже не пытался влиять на политику напрямую. Бизнесмены ограничивались скрытым лоббированием, и всех все устраивало. Выборы практически всегда проходили с большими скандалами, но по–настоящему нарушать консенсус никто не собирался — из чувства самосохранения.
Времена меняются, тучные годы сменяются тощими. Экономические неурядицы и неопределенность последних лет — а на самом высшем уровне россиян уже предупредили, что это надолго, — заставляют менять подход к делу. Музыку заказывает тот, кто платит, и если сейчас власти действительно собираются делать ставку на импортозамещение и развитие российского бизнеса, вынужденно уходя от сырьевой модели, то логично дать голос тем, кто этим будет заниматься. Если работать придется одним, а диктовать правила будут совершенно другие, ничего хорошего из этого не получится ни для кого. А в условиях кризиса всегда возникает опасность сползания к левацкому радикализму — таких идей высказывается сейчас очень много.
Готовность к переменам
Судя по последним высказываниям Владимира Путина, он весьма озабочен предпринимательским климатом в стране. А кто еще сейчас способен помочь, если не бизнес?
Силовики экономику не поднимут. Чуть не половину своего последнего послания Федеральному собранию президент уделил критике силовых органов, "прессующих" бизнес. Замглавы его администрации Вячеслав Володин на каждом совещании или семинаре повторяет: выборы на этот раз должны быть честными и конкурентными. Возможно, это на сей раз не просто слова, ведь цены на нефть — это реальность, и с ней надо считаться.
Наблюдатели, конечно, расходятся во взглядах на то, что именно подразумевается под честными выборами. Многие, опираясь на опыт, полагают, что речь идет о максимальной стерилизации самого дня голосования и подсчета голосов, чтобы вся грязная работа по отсеиванию неугодных кандидатов была проведена на этапе регистрации и до выборов дошли только одобренные фигуры. Внесистемная оппозиция, полагают пессимисты, все равно будет отсечена от игры. Однако, если взят курс на минимизацию скандальности, шансы на честную игру все равно выше, чем раньше, и сито отсева если и будет, то шире.
Возвращение выборов по одномандатным округам само по себе означает готовность к тому, что в парламенты может пройти кто–то не из официальной обоймы.
Практика здесь показывает двойственный результат: с одной стороны, во время последнего дня голосования в региональных парламентах везде тотальное большинство завоевала "Единая Россия", а прочие довольствовались фракциями в несколько человек, с другой — персонально парламенты обновились наполовину и больше. Если на макроуровне результат более–менее предсказуем, то на микроуровне кадровый состав вовсе не монолитен и сейчас тоже наверняка будет обновляться.
Деньги решают не все
Все подводные камни перечислить невозможно, однако главные опасения у многих желающих сводятся к беспокойству за судьбу потраченных денег. Участвовать в выборах можно как от партии, так и самовыдвиженцем. Оба способа имеют плюсы и минусы.
Партийному кандидату так или иначе придется соблюдать партийную дисциплину. Предпочтение партийцы при прочих равных отдают своим, а не тем, кто приходит со стороны перед самыми выборами — неформальная квота для них не такая уж большая.
На одной и той же территории на выборах в ЗС от партии будут выдвигаться кандидаты как по округу, так и по списку, причем список может состоять из трех человек. Вероятно, что один и тот же человек для верности пойдет и там, и там, а пришлого бизнесмена поставят на вторую строчку в группе, и он будет заинтересован в том, чтобы напарник победил по округу, а списочное место перешло ко второму номеру. По закону вести агитацию они будут обязаны вместе. Если называть вещи своими именами, то велик риск, что придется платить "за себя и за того парня", имея при этом худшие шансы на успех. А если кандидат в Госдуму от этой же партии тоже будет не сильно платежеспособен, то еще и за него.
Шансы на победу и стоимость кампании — вообще наиболее часто задаваемые вопросы. Что касается стоимости, то разные политтехнологи называют разные цифры, и все они верны. На выборах в Думу речь идет о сумме от 50 млн рублей, на выборах в ЗС — от 30 млн рублей. На самом деле это можно сравнить с постройкой дома: вы потратите столько денег, сколько можете потратить. Скорее всего, больше, чем собирались.
Самовыдвиженцу придется собирать подписи. На это отводится около 40 дней, а собрать надо подписи 3% избирателей округа. Схемы нарезки округов еще нет, но в них будет приблизительно по 150 тыс. избирателей — это около 4,5 тыс. подписей. Звучит устрашающе, но на самом деле 30 сборщиков за 30 дней должны будут собирать всего по пять подписей в день.
Невозможно предсказать, как именно каждый из кандидатов выстроит свою кампанию, и дать какие–то советы. Но удачливый самостоятельный кандидат, набирающий угрожающе большие рейтинги, в определенный момент может столкнуться с предложением снять свою кандидатуру с выборов. Выбор очень простой: если согласиться, то и вам сделают что–нибудь хорошее, а если нет — то что–нибудь плохое. Возможно, очень плохое. Во всяком случае так бывало раньше, даже существовали люди, специально выдвигавшиеся на выборы, чтобы сняться и заработать.
Будет так или нет, сказать сложно. Какие опросы ни проводи, единственный реальный показатель — это сами выборы, а они были в Петербурге 5 лет назад, многое изменилось. Скепсис по поводу масштабов "володинской оттепели" вполне оправдан. Слишком долго мы видели, что заверения о честных выборах оставались словами.
Кризис доверия
Интересно, что бизнесмены — депутаты Законодательного собрания Ленобласти, где треть парламентариев уже сейчас работают на освобожденной основе, массово отказываются от участия в предстоящей предвыборной гонке.
Александр Трафимов
, основной владелец агрофирмы "Ручьи", говорит, что еще не решил, будет ли баллотироваться в следующий созыв. "Скорее нет, чем да. Я уже четыре созыва был депутатом и сделал все что мог для избирателей. Сейчас надо сосредоточиться на сельском хозяйстве и дальше развивать проекты, село поднимать", — говорит он.
Владимир Рыбальченко
, совладелец компании "КАД Ленобласть", шутит, что хочет на пенсию, а на выборы не пойдет. По его словам, бизнес занимает много времени и совмещать его с политикой довольно сложно.
Заместитель генерального директора по строительным материалам "Группы ЛСР" Василий Кострица также сообщал "ДП", что больше не планирует участвовать в выборах.
Совладелец крупнейшей в Европе птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников пока не определился, пойдет он на выборы или нет. "Во власти должны быть представлены интересы в том числе и бизнеса, особенно стратегически важного. Иначе чаяния производителей останутся неуслышанными", — говорит он.
Возможно, интерес бизнеса к петербургскому ЗС будет выше. Но о своем отказе баллотироваться на новый срок уже объявил и депутат ЗС Петербурга Игорь Коровин. Правда, в его случае поводом стало не желание вернуться в бизнес, а уголовное дело из–за драки с пенсионером.
У самого состоятельного депутата городского парламента Сергея Шатуновского (в прошлом году он задекларировал доход 118,62 млн рублей) шансы на переизбрание также невелики: он открыто конфликтует с главой Центрального района Марией Щербаковой за право избираться в ЗС по этому округу.
Совладелец девелоперского холдинга "
Лидер Групп" Александр Некрасов (депутат Думы от КПРФ) оказался недоступен для общения, но близкий к нему источник сообщил "ДП", что депутат размышляет, баллотироваться ли дальше. Решение еще не принято.
“
В сложившихся политических условиях быть предпринимателем и депутатом почти невозможно из–за целого ряда ограничений, которые федеральное законодательство накладывает на этот статус. Кроме того, я не верю в честные выборы. Любые действия, направленные на завоевания симпатии масс, сопряжены со специальными технологиями, которые трудно называть честными. В большинстве своем они законные, но элемент игры и лукавства все равно есть. Бизнесмены, которые станут депутатами, последуют старому библейскому завету: "Ибо не то делаю, что люблю, а что ненавижу, то и делаю".
Денис Жуков
совладелец "СВП Групп", депутат ЗС Ленобласти
“
Я лично во власть ходил и больше не хочу. Обратите внимание, что крупные застройщики Северо–Запада в основном беспартийные. А если и состоят в партиях, то не в "Единой России". Наверное, не просто так бизнес держит дистанцию. Может, не сильно доверяет власти. Вопрос еще в том, насколько, даже избравшись, можно влиять на ситуацию в стране. Возможности тут, особенно на федеральном уровне, ограниченны. Исполнительная власть у нас превалирует над законодательной.
Александр Рассудов
председатель "Лидер Групп"
“
Призывы и обещания — дело хорошее. Радует, что власть думает о том, что в политике должны быть люди из разных отраслей бизнеса. Но нужно, чтобы бизнес почувствовал доверие к власти. Без этого ничего не получится. А опыт выборов прошлых лет говорит о кризисе доверия. Многие бизнесмены тогда пытались избираться, но оказались за бортом партийных списков. И больше в систему выборов не верят. Да, власть многое декларирует, но на деле часто все оказывается наоборот. В такой ситуации честные бизнесмены во власть не пойдут.
Алексей Белоусов
гендиректор Объединения строителей СПб, экс–депутат ЗС СПб
“
У нас как выборы на пороге, так сразу начинаются разговоры об их чистоте и благородстве. Но все видят, во что они обычно превращаются на практике. Причем, когда случаются провалы, наверху удивленно разводят руками и кивают на перегибы на местах. Мол, там ошибки совершены. Но надежда есть всегда. Недавно, например, прошли выборы в Морозовском сельпо Ленобласти, где обычно много срывов и скандалов. Там победили самовыдвиженцы, а кандидаты партии власти проиграли подчистую. Есть надежда, что этот тренд сохранится в Ленобласти и дальше.
Руслан Юсупов
гендиректор ГК "Академия"