О том, что женщины в руководстве компании — благо для бизнеса, говорят многие работодатели. Но есть среди них и те, кто не только говорит, но и делает все для того, чтобы женщин-управленцев становилось больше.
В начале 2000–х западный менеджмент, оценив заслуги женщин в бизнесе, стал способствовать их продвижению на руководящие посты. Не сказать, что движение Women in Leadership ("Женщины–лидеры") обрело массовый характер, но в немалом числе компаний появились специально разработанные для женщин программы, которые открывали им двери на менеджерский олимп.
Гендерный вопрос
В России компании, где женщин специально мотивируют на то, чтобы они шли в руководство, есть, и главным образом это западные представительства.
Конечно, и в отечественных компаниях немало женщин возглавляют бизнес или управляют отделами, но, как правило, они либо работают в традиционно женских областях (индустрия красоты, сфера туризма и гостеприимства, розничная торговля, рекламный и медиабизнес, предприятия пищевой и легкой промышленности), либо "просто так получилось". О специальных программах продвижения женщин в руководство здесь речь не идет.
Специальная программа подразумевает равные карьерные возможности для всех сотрудников, невзирая — при прочих равных — на их половую принадлежность. Эксперты уверяют, что вопрос гендерного неравенства в профессиональной сфере по–прежнему больше актуален для женщин. Так, по статистике, женщина получает в среднем 77% от зарплаты мужчины, выполняя те же самые функции. Притом что женщины просят повышения только в том случае, если они на 100% соответствуют необходимой квалификации, мужчины — когда их профессиональные качества совпадают с требованиями на 50%.
Некоторые компании стараются выправить ситуацию. Программа WIL есть, к примеру, в The Rezidor Hotel Group (в Петербурге под управлением группы находится шесть гостиниц). Несмотря на то что в целом по компании соотношение полов среди сотрудников составляет 57% мужчин и 43% женщин, когда речь заходит о высших руководящих должностях, картина выглядит совсем иначе. Доля женщин в высшем менеджменте компании, по словам ее представителей, не превышает 16%. В компании намерены довести этот процент до 30 в самое ближайшее время.
Международная компания Hilti, производящая оборудование и расходные материалы для строительства, тоже не чужда прогрессивным идеям продвигать женщин вверх по карьерной лестнице. "Увеличение доли женщин в бизнесе в целом и в руководящем звене в частности — один из приоритетов компании по всему миру, включая Россию", — говорит руководитель отдела поиска и подбора персонала Hilti Юлия Носаль.
Пример успешной реализации такого подхода — гендерный баланс в составе высшего руководства "Hilti Россия". "На сегодня половину постов вице–президентов в российском представительстве компании занимают женщины, — уточняет Юлия Носаль. — Для сравнения: 3 года назад эта цифра была в 2 раза меньше". Включение женщин в руководящий состав бизнеса способствует, по словам HR–специалиста, более взвешенному принятию решений, более гибкому подходу к решению сложных задач и, кроме того, повышению привлекательности компании как работодателя для внешних и внутренних соискателей.
Причины внимания к женщинам как потенциальным руководителям понятны. Женщины более многозадачны, лучше разделяют личные отношения от рабочих, внимательнее к сотрудникам, терпеливее и чаще, чем мужчины, принимают более взвешенные решения, уверяют эйчары.
"Более 5 лет мы совершенствовали кадровую политику, стараясь выдвигать на руководящие посты женщин, — рассказывает Ольга Умрихина, генеральный директор агентства "И–Консалтинг". — Теперь эти старания все больше себя оправдывают — ротации кадров нет, работаем как одна команда даже в нынешней непростой ситуации в стране".
Гармоничный ответ
Однако и на солнце, как говорится, бывают пятна. "Не стоит думать, что женщина в бизнесе — это лишь плюсы", — предостерегает бизнес–тренер и политтехнолог Алена Август. По ее словам, склонность переживать о несделанном, чувство вины, излишнее желание сохранить то, что есть, и боязнь возможных изменений — все это тоже про женщин. А значит что? Значит, использовать можно плюсы, предупреждать минусы, а уравновешивать все грамотным балансом. То есть без мужчин все–таки не обойтись.