Как и в случае с Марией Шараповой, крупные компании всегда резко реагировали на допинговые скандалы и поспешно разрывали контракты со спортсменами. Что касается других выходок чемпионов, их спонсоры часто прощали.
После известий о том, что Мария Шарапова провалила допинг-тест и последующего признания спортсменки в употреблении запрещенного препарата, о приостановке действия рекламных контрактов с теннисисткой заявили Nike, Porsche и TAG Heuer. Британские СМИ уже оценили потенциальные потери спортсменки от разорванных спонсорских контрактов в $140 млн. Тем не менее у Марии Шараповой есть шанс подать заявление на разрешение принимать мильдронат в качестве исключения по медицинским показаниям. Сложно сказать, как будут вести себя в случае такого развития событий теперь уже бывшие спонсоры. Но известно, что когда речь заходит о скандале с запрещенными препаратами, крупные компании, выступающие спонсорами спортсменов, предпочитают как можно быстрее отказаться от сомнительного сотрудничества.
Подальше от скандалов
Одним из самых ярких примеров почти моментального отказа от спонсорства сразу нескольких компаний является случай с американским велогонщиком Лэнсом Армстронгом. В 2012 году стало известно, что выдающиеся результаты спортсмена и его феноменальное возвращение в большой спорт после успешной борьбы с раком — результат приема запрещенных препаратов. Что интересно, в случае с Лэнсом Армстронгом 200-страничный отчет об участии Армстронга в допинговых схемах не произвел на рекламодателей такого впечатления, как заявление МОК о возможном лишении спортсмена олимпийской медали. В течение всего 40 часов после того, как олимпийский комитет сообщил, что Армстронг может лишиться медали, бывший чемпион потерял сразу три спонсорских контракта, а также был смещен с поста председателя благотворительного фонда Livestrong. В целом убытки спортсмена от допингового скандала оценили в $150 млн. История была настолько резонансной, что даже одна из библиотек демонстративно переместила книгу Армстронга из раздела "мемуары" в секцию беллетристики. Неудивительно, что рисковать собственным имиджем не стали и спонсоры, поспешившие избавиться от контрактов.
Дорого обошлись эксперименты с запрещенными препаратами и бегуну Тайсону Гэю. В 2013 году серебряного призера лондонской Олимпиады уличили в использовании допинга. После чего от сотрудничества с ним отказалась сначала компания Adidas, позже о возможном пересмотре контракта заявил и производитель часов Omegа. Прочие рекламодатели, среди которых были Sega, McDonald’s и Gillette, публично о разрыве контрактов не заявляли. Но с 2012 года в рекламе Тайсон Гэй не появлялся.
В некоторых случаях факт применения запрещенных препаратов одним или несколькими спортсменами может обернуться куда более серьезными последствиями, чем отказ рекламодателей от сотрудничества всего с одним спортсменом. Например, дело может закончиться разрывом договорных отношений со спортивной организацией. Так, в начале 2016 года из-за допингового скандала с участием Всероссийской федерации легкой атлетики производитель спортивных товаров Adidas заявил о намерении разорвать контракт с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций.
В 2014-2015 годах, накануне разразившегося коррупционного скандала в FIFA, от сотрудничества с организацией поспешно отказались Sony, Emirates Airlines, Castrol, Continental и Johnson and Johnson. Ни одна из компаний не указала на конкретные причины своих действий. Но, вероятнее всего, они уже тогда начали задумываться, что сотрудничество с организацией, уже не раз подозревавшейся в коррупционной деятельности, может нанести урон и их репутации.
Скандал без допинга
Но если допинговые скандалы всегда заставляли компании моментально отвернуться от спортсменов, то с другими выходками чемпионов все не так однозначно.
Например, в 2009 году сообщение о том, что 18-кратный олимпийский чемпион пловец Майкл Фелпс был замечен за курением марихуаны, почти не сказалось на его доходах. Спортсмена на 3 месяца отстранили от всех соревнований, но от сотрудничества с ним тогда оказалась лишь компания Kellog, ориентированная на детскую аудиторию. А вот Speedo, Visa, Omega и Subway решили не разрывать контракты с Фелпсом и 3 года спустя после скандала разделили его триумф на Олимпиаде в Лондоне, где спортсмен побил все рекорды и заполучил 22 медали.
В том же году стало известно о супружеских изменах самого успешного гольфиста Тайгера Вудса, после чего с ним расторгли контракты такие компании, как AT&T, Golf Digest, Gillette, Gatorade и Accenture, а вот Nike и Electronic Arts продолжили сотрудничать со спортсменом. Два года спустя оставшийся без контракта с часовой компанией Tag Hauer гольфист стал лицом Rolex.
Решение с оглядкой
Очевидно, что во время принятия решения о расторжении контракта с провинившимся спортсменом компании прежде всего обращают внимание на реакцию общественности и спортивных организаций. Что касается употребления марихуаны, международное антидопинговое агентство всегда снисходительно относилось к подобным выходкам спортсменов. Поэтому, с оглядкой на мнение спортивной организации, спонсоры также решили не принимать поспешных действий.
А вот серьезное недовольство общественных организаций поведением спортсмена может повлиять на решение определенного бренда о сотрудничестве с ним так же негативно, как и допинговый скандал. Так в феврале этого года, после того как филиппинский боксер в одном из интервью сравнил представителей сексуальных меньшинств с животными, в Сети появилась петиция, призывающая компании прекратить сотрудничество со спортсменом. На следующий же день после создания петиции Nike заявил о расторжении контракта с боксером.