В 2016 году банкам с капиталом меньше 25 млрд рублей могут запретить хранить госсредства. Среди требований — участие в программе докапитализации или нахождение под контролем ЦБ. Рискуют не пройти по критериям небольшие банки, связанные с госорганами.
Министерство финансов
предлагает повысить требования к банкам, которые могут размещать на своих депозитах госсредства. Как заявил в воскресенье, 13 марта, замглавы Минфина Юрий Зубарев на заседании российского экономического и финансового форума в Швейцарии, уже в 2016 году для таких банков могут ввести норматив к размеру капитала на сумму не менее 25 млрд рублей.
Еще одним условием станет участие в системе страхования вкладов. Также банки, которые претендуют на размещение госсредств, должны будут либо получать облигации федерального займа (ОФЗ) по программе капитализации Агентства по страхованию вкладов (АСВ), либо находиться под прямым или косвенным контролем Банка России.
Об установлении единых требований к банкам, которые размещают госсредства, говорят давно: в прошлом году Центробанк явно дал понять, что ему не нравится, как госорганы выбирают банки для сбережений. В августе 2015 года в своем письме правительству глава ЦБ Эльвира Набиуллина обратила внимание на то, что госструктуры выбирают банки для сбережений без учета их финансовой устойчивости, а подход к выбору зачастую носит формальный характер. После этого письма Дмитрий Медведев поручил разобраться с критериями вице-премьерам Игорю Шувалову и Сергею Приходько.
Среди банков, зарегистрированных в Петербурге, порог в 25 млрд рублей по капиталу, по данным на 1 февраля, проходят только ВТБ и банк "Россия", которые являются по сути федеральными, и самый крупный частный банк в регионе банк "Санкт-Петербург".
Однако, по словам банкиров, уже сейчас основной объем государственных средств размещается исключительно в госбанках. Что касается крупных частных банков, то ограничения не страшны тем, кто вошел в программу докапитализации через ОФЗ. В Петербурге в программу докапитализации попал только МБСП.
Что касается некрупных банков, то они уже знают, что могут рассчитывать только на свои собственные силы, и, исходя из этого, планируют свою деятельность, комментирует первый заместитель генерального директора председателя правления "Энергомашбанка" Ольга Щербакова. "Российская банковская система претерпела многое за последнее время. И большинство игроков ко многому успело привыкнуть и (или) адаптироваться", — говорит она.
В то же время новые ограничения актуальны для небольших банков, связанных с госорганами или иными госструктурами, отмечает управляющий директор "БКС Ультима" Станислав Новиков.
На сегодняшний день рассматриваемый подход уже действует относительно открытия и ведения банковских счетов стратегическими предприятиями. Согласно закону №213, счета компаниям, имеющим стратегическое значение, или их дочерним предприятиям могут открывать только банки, имеющие капитал не менее 5 млрд рублей, или банки, находящиеся под прямым или косвенным влиянием Банка России и РФ. Сегодня это 141 кредитная организация.
"С этой точки зрения предложенный подход является продолжением в этой части государственной политики, направленной на сохранность государственных средств и обеспечение прежде всего государственных интересов. В то же время, если пофантазировать, что речь может идти об изъятии части средств из системы казначейства непосредственно в пользу банков, то это добавит банкам дополнительной ликвидности, что не так уж плохо в текущей ситуации", — рассуждает зампредправления Ланта Банка Дмитрий Шевченко.
"В случае реализации подобной инициативы потянуть долговое бремя от владения государственными средствами смогут только топовые кредитные учреждения, которые и так проводят достаточно взвешенную политику рискового управления. Может и так, что ЦБ попросту устал от регулярной санации проблемных банков, которые переоценивают свои возможности по причине недальновидного менеджмента", — предполагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
"Несмотря на регулярные тарифные взносы всеми участниками национальной банковской системы, фонд АСВ не является бездонной бочкой. В 2015 году он не раз оказывался в ситуации, когда дальнейшее погашение страховых обязательств перед вкладчиками оказывалось под большим вопросом. При этом страховые случаи только множились. ЦБ нуждается в гарантиях, которыми и может стать готовность отдельных коммерческих банков нести дополнительные издержки в обмен на получение государственной ликвидности. Это станет уделом только государственных банков. Второсортные подобные обязательства не потянут. Возможно, именно поэтому введение подобных ограничений будет отложено, поскольку в противном случае количество страховых случаев может только возрасти", — добавляет Артем Деев.
Банковский сектор оказался одним из самых уязвимых в нынешний кризис, и за последний год государство было вынуждено возмещать средства, которые хранились в обрушившихся банках. Одной из самых громких историй, к примеру, стал крах банка "Российский кредит" экс-владельца "Глобэкса" Анатолия Мотылева, в котором, по данным на 1 июля 2015 года, находилось 4,3 млрд рублей, принадлежавших госструктурам. В самарском банке "Солидарность" (входит в группу "Лайф"), который пришлось санировать, доля денег государства в пассивах составляла 28,6%.
Петербургская история с банком "
Таврический
", на счетах которого зависли 13,4 млрд "Ленэнерго", даже подтолкнула губернатора Петербурга Георгия Полтавченко предложить создать список "максимально устойчивых" банков, в которых петербургские госструктуры могут хранить сбережения. Смольный составил список "максимально устойчивых" банков, однако критерии надежности тогда остались секретом.